В России появилась естественная монополия по производству молчаливого большинства. Главные общенациональные телеканалы являются у нас еще и главными производителями блокбастеров, тем самым обладая монополией на души обывателей. Образовалась такая гигантская фабрика Звездуновых (Звездуновы, если кто не помнит, это такая совершенно растительная семья отечественных хвощей или папоротников, превосходно разыгранная в телесериале «33 квадратных метра» небезызвестной «ОСП-студией»). Такие папа, мама, сын и бабушка из «большинства», обладающие исключительно первичными половыми признаками безо всяких там намеков на вторичные или третичные.
На афише нового российского блокбастера «Турецкий гамбит» есть вполне себе голливудский титр: «От продюсера «Ночного дозора». То есть от Константина Эрнста. Когда я увидел этот титр, мне сразу же показалось, что слова «от продюсера «Ночного дозора» просто обязаны красоваться на заставке программы «Время». Потому что программа «Время» и блокбастеры не только продюсируются одним и тем же человеком, но и делаются по одним и тем же законам. Добро — всегда «мы», подчиненные неясной великой идее, которую обязательно выражает власть. Зло — всегда «они», плетующие коварные заговоры против «нас». Причем и добро, и зло одинаково фантастичны, не имеют никакого отношения к реальности.
В кино такой подход вполне допустим, в программе телевизионных новостей он является преступлением против профессии. Снимать кино, в котором фантастические персонажи писателей Лукьяненко или Акунина (один породил «Ночной дозор», другой — «Турецкий гамбит») восхваляют отечество, допустим, за монетизацию льгот, можно. Снимать репортажи в программе «Время», где не менее фантастические дедушки и бабушки из числа наивных обывателей на камеру говорят, как им хорошо после отъема государством последних средств к существованию, нельзя.
Проблема постоянного выдумывания добра и зла в теленовостях не только разъедает души выдумщиков (бог бы с ними, в конце концов, они знают, кому и за сколько продались), но и (что гораздо опаснее) окончательно смещает представления о реальных добре и зле у обывателей, не склонных к самостоятельному мышлению.
Вот только два свежих примера из жизни телеканала, слоганом которого еще совсем недавно были слова «Новости — наша профессия». Пример первый. Репортаж из Латвии о якобы массовой миграции тамошних русскоязычных в Россию. Никакого информационного повода. Ни одной цифры. Раз массовая миграция — хочется все-таки знать, сколько именно русских переехало из Латвии в Россию и за какое время. Милая и очень-очень глупая (скрыть это невозможно) девушка в кадре дает интервью корреспонденту: мол, хочу учиться в Ульяновске. И мама хочет, чтобы дочь там училась. Пусть себе и переезжают на здоровье. Мало ли кто где хочет учиться. Но чуть ли не открытым текстом корреспондент заявляет: вот, мол, как плохо русским в Латвии, а в России им будет вот как хорошо.
А теперь факты. Советский Союз распался почти 15 лет назад. При распаде СССР доля русскоязычного населения в Латвии составляла около 48 процентов. И сейчас практически столько же. Значит, неправда, что русские массово бегут из Латвии, хотя их там так сильно притесняют, если верить нашим властям и нашему телевидению. Или, если притесняют, не считает большинство тамошних русскоязычных, что в России им будет лучше.
Пример второй. Слезный репортаж из Крыма. Там разваливаются дома-музеи замечательных «русскоязычных» (это слово употреблено в репортаже раз пять) писателей Александра Грина и Константина Паустовского. Денег на ремонт нет. И корреспондент говорит: ну, это ж понятно, нынешние украинские власти (в подтексте — вся эта «клика Ющенко--Тимошенко») фиг дадут денег на русскоязычных писателей. И так, между делом, сообщает, что на ремонт дома Паустовского надо «всего 2 тысячи долларов». А что же, в самом «прорусском Крыму» ни в бюджете славной автономии, ни у частных горячих поклонников «русскоязычной» словесности нет двух тысяч баксов? Или, может быть, постоянно навещающие Крым российские политики, требующие вернуть Крым России, раскошелятся? Ну, из любви к «русскоязычным» писателям и в отместку жадным Ющенко и Тимошенко.
Понятно, что подмена понятий, подлог фактов — неотъемлемая часть любой государственной пропаганды в недемократических странах.
Просто, видимо, все-таки надо разделить фабрику Звездуновых и «Фабрику звезд». Демонополизировать это производство вранья в особо крупных размерах.
А то из-за этой нескончаемой фабрики звезд и фабрики Звездуновых от одних и тех же продюсеров в стране полный звездец.