Год Быка начался традиционно, под лозунгом «россиянин, не будь коровой — выпей за образ жизни здоровый». Чем мы с вами с успехом в основном и занимаемся не одну праздничную декаду подряд, постепенно и неизбежно впадая в постновогоднюю депрессию. Переломить стандартный ход событий, хоть как-то сменив ориентиры, никак не получается. Европа в плане использования праздничных дней живет куда рациональнее, у них другой социальный вектор. Да и возможности, признаться, тоже.
У нас тоже много и с пафосом говорят о пользе физкультуры и спорта, но дальше слов и лозунгов дело, как правило, не идет. Я и представить себе не могу картину, которую в течение пяти дней наблюдал в Финляндии, в спортивном училище «Танхуваара» под Савонлинной: главными лицами были пенсионеры. Детей и взрослых, конечно, тоже хватало на лыжне, в спортзале, на катке, в бассейне и саунах, но лучшее время было отдано людям преклонного возраста. Они оздоровлялись по полной программе, без всякого стеснения и с видимым удовольствием.
Руководили занятиями молодые ребята-инструкторы, и было видно, что это для них совсем не обуза.
Обзавидоваться можно. Плата для пенсионеров чисто символическая (училище не на них зарабатывает), обслуживание — по самому высокому разряду, инфраструктура превосходная, в пакет входит буквально все. Вообразить подобное отношение в наших условиях очень трудно, наши спортивные базы простой народ, а тем более стариков не жалуют. Да и спортивных центров «для всех», подобных «Танхувааре», в России практически нет. Спортсмены — отдельно, любители — отдельно. Чтобы вторым отдавалось предпочтение — невозможно вообразить. А в Финляндии это делается без всякого пафоса и возражений со стороны «ущемляемых».
Озерный край, Сайма, вода и острова, места красивейшие (можно представить, как здесь летом), спортивная инфраструктура вписана в среду аккуратно и с предельным тщанием. Таких круглогодичных многопрофильных баз в маленькой Финляндии не один десяток. «Танхуваара» начиналась под Выборгом в начале прошлого столетия как женское спортивное училище, современный облик и направленность обретает почти пятьдесят лет. Всего добились сами, зарабатывая сборами, организацией разного рода курсов и программ. Деньги на расширение никто не выделяет — только из своего фонда. Так постепенно появлялись и бассейн, и эллинг, и крытый хоккейный корт, и великолепный игровой зал, и разнообразный инвентарь для проката, которого сейчас в изобилии.
Живут скромно, но с достоинством. Никакой показушности, весь штат огромного комплекса — 35 человек, ни один объект не простаивает, все работает как часы. Порой возникало ощущение пионерского лагеря с довольно строгим распорядком, но я не заметил, чтобы кто-нибудь жаловался. Это и есть, наверное, «образ жизни здоровый». Хочешь не хочешь, вольно или невольно, но подчиняешься ритму — стыдно сиднем сидеть, когда вокруг столько спорта в любом исполнении, не исключая пенсионерского.
А еще было много снега. Белизны он был идеальной.