О 2008-м мы не сразу, но будем вспоминать как о времени, для российского спорта почти безоблачном. Это еще вполне осторожный прогноз, учитывая риски, с которыми мы осенью только начинали знакомиться. На фоне их развития и углубления прошлогодние провалы и неудачи могут показаться сущей мелочью — да они, собственно, уже сейчас таковыми и представляются.
Подумаешь — плохо стреляли, фехтовали, плыли, бежали, били и бросали. Главное — чуть ли не везде конкурировали, а кое-где даже побеждали. Теперь слабые попытки извлечь уроки олимпийского Пекина легко накрыла кризисная волна, на первый план выходит голая прагматика, а главным девизом становится «выжить сегодня». Про завтра, а тем более послезавтра думать некогда.
Чем хуже настоящее, тем приятнее прошлое. Тот же 1988-й взять — столы были скудные, зато духовной пищи хватало, не говоря уже об успехах в олимпийском Сеуле и серебряном Евро-88 (про тогда еще всепобедный хоккей можно не упоминать). Закат империи не просматривался, в героев спорта верили. Через двадцать лет, живя в другой стране, верить продолжаем, но некоторые аналогии с 1988-м имеются. Тогда тоже рванули как в последний раз.
Достижения запротоколированы, призовые сосчитаны, лауреаты свое получили, и не только в денежном исчислении. Долгожданное хоккейное золото Квебека вкупе с главным сюрпризом года — бронзой Евро-2008 и двумя еврокубками «Зенита» — уже сделали год уникальным. Олимпиаду у нас заболтали и огламурили, однако и в Пекине было место личным подвигам. И этого пройденного пути как предмета гордости никто у россиян не отберет.
Вопросы, однако, остаются даже по поводу грандиозных успехов: вопреки или благодаря, на системной основе или с большой долей случайности, деньги тому причиной или патриотический подъем, традиции сыграли свою роль или это всего лишь инерция? Вот в ближайшем будущем, начиная с Ванкувера, мы и начнем получать достаточно определенные ответы.
Спорт высших достижений — очень тонкий слой, получивший мощную финансовую поддержку (в том числе и со стороны государства), но оказавшийся без подушки безопасности. Благополучие в игровых видах мнимое, отток легионеров (в том числе и тренеров) неизбежен, а о своих резервах мы давно разучились заботиться. Что будут представлять из себя те же футбол, баскетбол, волейбол (да только ли они?) в условиях экономного существования — я очень слабо представляю.
Ну а детский и юношеский спорт хороших времен и не знали — относительное финансовое благополучие как-то прошло мимо них. Если о чем и стоит серьезно пожалеть, так именно об этом. Никому из спортивных начальников в голову не пришло разработать хотя бы приблизительный проект под рабочим названием «Спортивная структура в переходный период». Несколько десятков иномарок в качестве дополнительных призовых — это красиво, но к стратегии отношения не имеет.
Теперь, когда аттракционы невиданной щедрости заканчиваются, спасаться придется в основном самим. Выживут не все. С триумфами повременим.
Но еще поиграем. Будущим печалям вопреки, как поется в одной очень хорошей песне.