Бывают победы, которые по определению оставляют непреходящее чувство стыда, — это полностью относится к «триумфу» Николая Валуева в Цюрихе. Если перед боем Валуев — Холифилд было неловко только за организаторов, то по ходу, а особенно после мерзопакостным стало казаться все происходившее. Эвандер Холифилд тут ни при чем — он-то как раз во всей этой неприглядной истории выглядел наиболее достойно.
Понимаю, что выражаю не очень патриотичное мнение, а тонкие ценители разглядели то, чего не могли разглядеть миллионы людей в 100 странах мира, но что видел — так и чувствую. А зрелище не то что не тянуло на чемпионский бой в супертяжелом весе — оно не тянуло ни на заурядный рейтинговый поединок, ни даже на шоу, главное в котором не содержание, а форма.
Николай Валуев в силу своих уникальных природных данных изначально раскручивался как персонаж, идеально подходящий именно для шоу. Человек-гора, Зверь с Востока — о таком абсолютном образе можно было только мечтать. Как о боксере о Валуеве всегда говорили в последнюю очередь — это было не столь важно, при такой-то физической мощи хватало элементарных профессиональных навыков. Главным всегда оставался контраст, потому что рядом с русским монстром любой гигант казался пигмеем.
Когда обнаружилось, что Николай Валуев умеет даже больше, чем от него требуется, это стало откровением для многих. Он не стал выдающимся чемпионом, но звание незаурядного явления, несомненно, заслужил. По ходу дела раскрываясь и как вполне разносторонняя личность — не каждый может на съемочной площадке выглядеть так же органично, как на ринге, и рассуждать о вещах, весьма далеких от навязываемого монстровидного образа.
Раскрыться по-другому ему, как ни странно, помогла потеря чемпионского звания по версии WBA — он потерял одно, зато приобрел нечто иное. Но надо было возвращаться. Он сделал необходимый шаг в августе и снова стал чемпионом, пусть и временным. Но дальше промоутер Вилфрид Зауэрланд пошел по наезженной колее, шоу должно было продолжаться. Выбор в соперники великого супертяжа прошлого столетия сам по себе был чудовищным, потому что этот бой ничего Николаю не давал — при любом исходе морально проигравшим оказывался именно российский боксер. Хотя бы потому, что согласился боксировать против 46-летнего человека, который в последний раз выходил на ринг больше года назад. И ни за что бы больше не вышел, если бы не материальные проблемы.
Легенда оказалась живее всех живых, что для Валуева, не готового к такому повороту событий, уже было плохо. Претендент выглядел еще и на порядок умнее, находясь в образе пусть постаревшего, но все равно великого чемпиона. Чемпион действующий словно напялил на себя прежнюю маску, что отвечало самому примитивному из всех известных постулатов: сила есть — ума не надо.
Этих людей не надо было сводить на ринге «Халленштадиона». Они из разных миров, их вообще не надо было противопоставлять друг другу, если щадить достоинство одного и репутацию другого. Не пощадили. Там пощады не знают.
Николай Валуев потерпел победу. Эвандер Холифилд, по крайней мере, не проиграл. А вот мировой бокс точно оказался в проигрыше.