«Спартак» мог подарить нам роскошный рождественский сюжет, и Микаэль Лаудруп в этом случае очень бы органично смотрелся в роли Санта-Клауса. Но чудеса по заказу делаются только на официальном уровне и согласно регламенту, а истинное чудо — всегда откровение, ничему не подвластное. Хотя смотря кто в авторах…
Лаудруп меньше всего похож на сказочника, даром что из Дании. Однако так волшебно начавшимся действом на «Уайт Харт Лейн» дирижировал именно он. Спартаковский молодняк играл, забыв обо всех командных невзгодах и мрачноватых перспективах, абсолютно самозабвенно и раскованно. Для этого мало даже очень хорошей мотивации, а желание что-то доказать может сработать и в обратную сторону. Но что-то верное знаменитый датчанин своим подопечным нашептал, а Жилберту с Гомесом, вся защита «Тоттенхэма», а также звезды ему и Артему Дзюбе помогли. Поначалу.
Это вообще выглядело как озарение посреди нашего бесснежного сиротского декабря и с учетом сиротского же состояния именитого клуба — вроде при хлопочущих опекунах и с достатком, а позабыт-позаброшен, на семи ветрах и в таком неуюте, что о будущем думать не хочется.
Брел по Лондону малютка, посинел и весь дрожал — к такому финальному аккорду готовили нас осенне-зимние мытарства бедолаги. Но тут зазвучала дивная музыка, с небес просиял дивный свет, душа воспарила, и, согласно неписаным канонам жанра, на этой волшебной ноте все должно было и завершиться — чудо не должно и не может продолжаться долго. Ну, разве что час с небольшим.
Этот невероятный «Спартак» не должен был испугаться своей прыти, но его могли заставить склонить голову дяди из нового клуба Романа Павлюченко, которые только вначале казались добродушными. На отведенную провидением и «Спартаком» роль соавторов чуда они бы ни за что не согласились, не тот замес. А вдохновение — категория зыбкая, надо было включать прагматику и фиксировать не состояние, но счет.
Но Микаэль Лаудруп то ли не захотел выходить из новогоднего образа, то ли первым не поверил в возможность чудесного спасения. Если уж сушить игру и не давать особо разгуляться хозяевам, то помощь «стариков» явно требовалась. Выбор был небольшой, но он все-таки был.
И НЕК еще не сделал свое черное дело, и чудеса еще продолжались, теперь уже с помощью Плетикосы, но сказка уже кончилась, оставалось только увидеть то, что бывает после нее. Лаудруп продолжал выпускать «рядовых необученных» (я после матча с голландцами предполагал, что датчанин на финише сезона пойдет ва-банк, обозначая вектор перемен, — но не до такой же степени!), надежды таяли, волшебный флер рассеивался с каждой минутой, все хорошее заканчивалось даже быстрее, чем начиналось.
Есть у меня укрепившееся ощущение, что не нужна была новому тренерскому штабу «Спартака» еврокубковая весна, не готов он был к продолжению банкета. Может, с точки зрения прагматики это правильно и отвечает стратегическим планам построения новой команды.
Но что делать с возможностью чуда, которым нас так сладко поманили? Забыть, как сон под пятницу?
Я бы не удивился, если бы во время первого тайма в Лондоне в Москве пошел снег. Но снега тоже не случилось.