Мучения Сергея Зиновьева на этот момент закончились, но главные хоккейные проблемы только начинаются, и в их свете трудности разорвавшего контракт с «Ак Барсом» чемпиона мира могут показаться цветочками.
Вообще-то, все беды переходного периода, по всем приметам, должны были проявиться во всей красе только к весне — три-четыре месяца могла продолжаться эйфория, связанная с «началом новой эры». Мелкие неприятности и нестыковки не в счет, когда есть общее видение ситуации, согласованные действия по основным вопросам и восторженно-умилительный тон речей большинства фигурантов. Трезвые головы предостерегали от размахивания руками и излишней спешки, но оппонентов нынче не любит любая власть.
Частных проблем между тем становится все больше, в них, как в куске льда, отражаются общие, а сверху нашу революционную хоккейную кухню накрывает тень глобального кризиса. Понятно, что руководители клубов снова консолидировались и подали голос: можно было и дальше продолжать восхищаться «удивительно своевременным начинанием», но уже приперло. Хотя начинать жесткое и профессиональное обсуждение следовало еще полгода назад, если не раньше.
Что бы ни говорили стороны в лице руководства КХЛ и руководителей клубов о рабочих дискуссионных моментах, противоречия налицо, и весьма серьезные. Лига действует в соответствии с красивым и грандиозным проектом, имеющим мало чего общего с действительностью. А клубы занимаются практикой, находясь в той же среде, что и раньше. Нестыковка теории с практикой вполне естественная, в которой и виноватых-то отыскать трудно. Одни бегут вперед без учета реалий, другие, принимая на словах новшества, действуют как привыкли — отчасти вынужденно, отчасти согласно инерции и традициям.
В самом начале было ясно, что никто в игру «самый честный» играть не собирается, а полноценных и удовлетворяющих всем цивилизованным нормам контрактов у нас еще долго не будет — и условий таких нет, и удобнее жить, как раньше. Лазеек для несоблюдения финансовой дисциплины существует множество, каждый контракт не проверишь, каждую несанкционированную выплату не проконтролируешь. Все об этом знают, но толку никакого. При конфликтной ситуации шансы есть и у клуба, и у хоккеиста, но победителей здесь, как правило, не бывает.
Сергея Зиновьева, который давно хотел покинуть «Ак Барс», лига защитила, объявив свободным агентом, — все было бы прекрасно, если бы она это сделала по правилам, а не по понятиям. То есть на возможное нарушение, связанное с контрактными обязательствами, руководство КХЛ отреагировало вполне в духе старых времен. Хочу — казню, хочу — милую. Кто выше сидит, тот и прав.
Возможно, лига имеет на руках козыри, оставляя казанский клуб ни с чем, но намека, что при тщательном разбирательстве может быть хуже, «Ак Барс» не услышал. Зиновьев уже подписал контракт с «Динамо», но в этой «мелкой» истории завершилось далеко не все.
Крупные проблемы будут обсуждаться в субботу, и к какому-то консенсусу стороны, несомненно, придут. Но эти решения (по тому же уменьшению зарплат) будут носить вынужденный тактический характер, а проблемы стратегические решать по ходу сезона чрезвычайно трудно.
При этом мин замедленного действия заложено уже слишком много.