Самое удивительное, что футбольный «Спартак» образца поздней осени-2008 еще и выигрывает. Иногда кажется, что и хуже уже нельзя, и дальше некуда, и веры никакой нет, — а поди ж ты, палка стреляет, с «Максимира» команда едет с победой, и можно еще немного пожить настоящим, а не будущим.
Мало кто надеялся, что «Спартак» зацепит в Загребе больше чем одно очко. Руководство в том числе (собственно тренерский штаб не имею в виду). С надеждой продолжить весной борьбу за Кубок УЕФА совсем не простились, но почти смирились с возможной неудачей — не о том голова болит.
Отовсюду звучит «надо строить новую команду», «надо избавляться от балласта», «надо менять состав», и, при чем здесь Кубок УЕФА, совершенно непонятно. Останемся — хорошо, вылетим — не страшно, все до кучи, сезон такой, переходный-перевалочный, лучше скорее про него забыть, как и про нынешнюю команду. И про матч в Загребе, который должен был стать коновым, заранее забыли. Хорошо еще, что у «Динамо» оказалось едва ли не больше проблем.
Вот на таком абсолютно безрадостном фоне, с привычно невнятной (а откуда, впрочем, взяться внятной?) игрой, в которой «борьба была равна», спартаковцы и победили. Чем порадовали, удивили и озадачили.
Попав в болото, Микаэль Лаудруп перебирался с кочки на кочку, а даже подобие твердой почвы под ногами так и не обрел. Вроде бы все испробовал, но жесткой тренерской руки не чувствовалось, даже элементарно упорядочить организацию у бывшего звездного форварда и удачливого тренера не получилось. Лаудруп быстро устал и тоже быстро озаботился будущим — иначе не бросил бы в пекло трех резервистов. Пекло, правда, было относительным, но тут претензии, скорее, не к «Спартаку».
Нельзя судить сегодняшний «Спартак» по тем же законам, по которым мы судим двух других наших «европейцев» в лице «Зенита» и ЦСКА. Собственно, во вторник и четверг мы последовательно спускались с одного уровня на другой, а затем и на третий. «Зенит», в каком бы состоянии ни находился (а во внутреннем чемпионате питерцы провалились сильнее, чем «Спартак»), и тем более осенний ЦСКА — команды по-футбольному породистые. Ее, то есть породу, никуда не спрячешь — даже если есть за что ругать, как тот же ЦСКА за второй тайм матча с «Лехом».
«Спартак» стал вызывающе беспородной командой, игра которой может вызывать сострадание и сочувствие, но радостно сопереживать ей невозможно. Так же было и в Загребе в очень значимом, но невероятно унылом и не дающем особых поводов для оптимизма матче. Когда «хорошо» тут же сменяется на «плохо» и у каждого футболиста, и у всей команды (пожалуй, кроме голкипера Плетикосы) — перестаешь воспринимать игру как целое. Только цепочка эпизодов, где «минус» и «плюс» равнозначны.
Лаудруп в Загребе подал очень рискованный, но, пожалуй, наиболее внятный сигнал: ординарному старожилу он предпочтет неопытного резервиста. Толку не намного больше, зато хоть какая-то перспектива.
Одна закавыка: теперь наполовину списанной команде хочешь не хочешь, а надо выигрывать у голландцев.