Призыв к объединению с ФК «Москва», исходящий от Владимира Алешина, может быть услышан. Но только акционерами ФК «Торпедо». «Москвичам» от этого крика о помощи ни холодно, ни жарко – клубу своих забот хватает, а заботиться о соломинке для «Торпедо» им пока нет никакого резона. Бренд не умрет, он просто тихо сойдет на нет – если не произойдет что-то неординарное.
Терпение торпедовских болельщиков достойно уважения. Среди тех, кто продолжал активно поддерживать команду в «Лужниках», было не так много ветеранов, помнящих славные времена – но эти ребята традиции поддерживали, как могли. Вроде почти ничего уже не осталось, кроме имени, но пока на трибунах оставалось хотя бы тысяча человек, «Торпедо» просто обязано было держать марку.
Но финиш сезона в первом дивизионе был для команды Вячеслава Даева тем ужаснее, что команда сама оставила люфт для надежды. И рухнула в пропасть, возврат из которой если и возможен, то очень нескоро. В эти дни свечу «за упокой» могли поставить не только в Москве – у «Торпедо» остаются тысячи верных и стойких почитателей по всей России. Но они хранят память о старом «Торпедо» - она-то незыблема, ее ничто не порушит. Хотя это – утешение слабое.
Я не видел великую команду конца 50-х – начала 60-х. Но о ней столько было написано (прежде всего Александром Нилиным), что представить ее наяву было несложно. Осколки того «Торпедо» были прекрасны, один раз остатки осколков соединились – в 1965, и ту команду с неподражаемым возвращенцем Стрельцовым я уже помню хорошо. Это было во всех отношениях удивительное чемпионство, которое невозможно повторить.
Никогда больше клуб не дотягивал до высот 60-х (осеннее чемпионство-1976 было, скорее, случайностью), но свой стиль черно-белые сохраняли. Клубные цвета под него подходили, потому что «Торпедо» - это футбольная графика, суховатая четкость, в которой знатоки находили свой изыск. И были, скорее всего, правы. Как ни странно, эта ниточка протягивалась сквозь годы и через все передряги – даже в нынешнем «Торпедо» можно было уловить прежние очертания. Если очень постараться…
Понимаю, что ностальгические воспоминания только зря душу тревожат. Но что мы без них? Если искать радости исключительно в сегодняшнем дне, то можно остаться ни с чем. Из прошлого порой легче перекинуть мостик в будущее, чем из настоящего.
Предложение объединиться с «Москвой» можно считать таким мостиком. Если абстрагироваться от реальности, то проект вполне приемлемый, он даже может быть красивым. Название «Торпедо-Москва» вполне устроит обе стороны и болельщиков (оставить только «Торпедо», что предлагает председатель Совета директоров Владимир Алешин, заведомо не пройдет). Возвращение на Восточную улицу станет актом исторической справедливости. Новый-старый клуб изрядно пополнит ряды болельщиков и, вполне возможно, получит новый импульс.
Но все это из разряда мечтаний, при идеальном раскладе и доброй воле всех заинтересованных лиц. А сколько их, реально заинтересованных и альтруистически настроенных? То-то и оно.
А на возвращение из второго дивизиона нужны другие основания. И другие временные категории.