Дискуссия вокруг возможной продажи лидеров «Зенита», в первую очередь Андрея Аршавина, снова не ко времени.
Справедливости ради – инициировал продолжение мыльной оперы сам Андрей. Чего в этом больше – искреннего желания высказаться без оглядки на последствия или трезвого расчета — определить невозможно.
Для меня ясно одно: потенциально лучшей команде страны будет крайне трудно собрать себя в кучку на самом финише качельного сезона и громко хлопнуть дверью – что в чемпионате страны, что в Лиге чемпионов. Хотя бы для того, чтобы оставить по себе добрую память.
Но настроение, заданное звездным затворником Аршавиным, не предполагает последних подвигов. Как будто все уже завершилось, следующий сезон не интересует (а что в нем может интересовать?), другой «Зенит» пусть сам и разбирается.
Не знаю, как кому, а мне обидно – но что мои расстройства по сравнению с эмоциями питерских болельщиков, которых весь сезон бросает то в жар, то в холод? От заявленных многолетних планов поступательного движения мало что может остаться, и наш славный «Зенит» способен в очень концентрированном виде повторить судьбу лихих команд-однодневок, которых в Европе пруд-пруди. Сезон-другой взлета – а дальше тотальная распродажа, после которой от команды-открытия остается одно название.
Но Питер-то даже не успел распробовать, что такое быть топ-клубом! Собственно, сезон-2008 должен был стать началом пути. Совместить начало и конец сказки в одном сезоне – это надо умудриться. Повлиять на Адвоката было почти невозможно, поправить или помочь оказалось некому. И при огромных деньгах, при сумасшедшем составе, при поставленной игре, на волне успеха «Зенит» пришел к тому, к чему пришел.
И все-таки Андрей Аршавин поторопился. Все и так знают о его планах, все давно с ним согласны, все, собственно, с ним почти расстались. И руководство никуда не денется, если только совсем не закусит удила и не пойдет на принцип. Но Аршавин и сборной нужен, так что «не доставайся ж ты никому» у зенитовских начальников не пройдет. Они и так малость припоздали – очевидно, рассчитывая с помощью лучшего своего футболиста на успешный дебют в Лиге чемпионов и создание задела на сезон грядущий. Не получилось. А продавать все равно придется.
Цепная реакция началась не сейчас, сейчас она просто проявилась. Что позволено Аршавину, не позволено другим, но желать иной участи и остальные лидеры «Зенита» могут, в том числе Анатолий Тимощук с Павлом Погребняком. Трудно прогнозировать, как все сложится у них, но я не об этом. У команды и без того гири на ногах, а вдохновение черпать неоткуда – не тот эмоциональный настрой. Ерунда, что разговоры о возможных вариантах продолжения карьеры не влияют на истинных профессионалов – еще как влияют!
На хозяев тоже влияют – и футболистам это в плюс. Но нам-то что делать и на что надеяться очень поздней осенью, переходящей в зиму? Считать клубы, которые интересуются нашими ребятами? Гадать, кто кому подходит? Выявлять главного покупателя?
Рано еще. Пока рано.