Свою первую анкету для определения лучшего футболиста страны я заполнил сорок с лишним лет назад, последнюю по времени - совсем недавно. Кого я называл в качестве юного болельщика, не припомню, да это и не важно. Важно другое - думать над вариантами выбора тогда приходилось гораздо больше, чем сейчас.
Нынче различных версий пруд пруди, а вот с фигурантами гораздо хуже. Варьировались четыре-пять фамилий - Зырянов, Павлюченко, Тимощук, Иванович, Аршавин. Кажется, больше всех наград собрал Константин Зырянов, которого лучшим футболистом сезона назвали по версии РФС и профессионалы.
Ничего не имею против - вполне достойная кандидатура. Оказавшись в «Зените» и сборной России, полузащитник Зырянов кардинально не изменился - изменилось окружение и уровень задач. И кто скажет, что Зырянов не соответствовал своему новому статусу незаменимого что у Адвоката, что у Хиддинка? Может, в яркости кому-то и уступал, но только не в стабильности.
В лучших матчах клуба и сборной был среди лучших, в худших как правило претензий не было только к Зырянову, а это дорогого стоит. Рабочая косточка, светлая голова, из героев незаметных он совершенно органично перешел в заметные если не на закате, то уж точно не в расцвете карьеры. Если бы не было столь разительного контраста между предыдущей и нынешней ролями игрока, лучшим бы его точно не назвали - при всех неоспоримых достоинствах Константина Зырянова как футболиста.
Никто из конкурентов в новое качество не перешел, что снижало их шансы. Анатолий Тимощук только подтвердил свой статус (подтвердил, надо сказать, блестяще), Романа Павлюченко после английского откровения занесло в заоблачные выси, одареннейший Андрей Аршавин сам не знает, что делать со своим статусом «вечно лучшего», Бранислав Иванович выбился в люди вопреки «достижениям» своего клуба.
Куда ни кинь - везде Зырянов. И гол его на «Уэмбли» точно бы признали лучшим (если бы засчитали), и фол на нем через месяц в Лужниках можно было назвать «фолом сезона», и рецензию на худший матч сборной России в Тель-Авиве - самой емкой и самокритичной. С самооценкой у лауреата, кстати, все в порядке - лишь бы поводов проявлять похвальную самоиронию не убавлялось.
Но еще не скоро у нас начнет кружиться голова от обилия вариантов для выбора «лучшего из лучших». Год 66-й, с которого я начал отслеживать этот процесс, был в этом плане вообще каким-то фантасмагорическим. Достаточно того, что признанный лучшим футболистом сезона полузащитник киевского «Динамо», вожак и работяга Андрей Биба даже не был участником ЧМ-66.
Это меня, помню, поразило больше всего. Экспертное сообщество сочло выступление сборной СССР в Англии (четвертое место, бронзовые медали) не настолько убедительным, чтобы выделить Льва Яшина, Альберта Шестернева, Валерия Воронина, Игоря Численко, Славу Метревели, Галимзяна Хусаинова, Муртаза Хурцилаву (а дома, кстати, оставались Стрельцов, Понедельник, Месхи) или кого-то другого - всем им не простили проигрыш полуфинала чемпионата мира.
С одной стороны - уму непостижимо, с другой - будем считать, что, не в обиду сегодняшним героям, такая была высота критериев. Зря я про это вспомнил. Определенно зря.