Посмотреть, чем закончится в Нальчике 26-й тур, нужно было обязательно. Из России я отъезжал всего на неделю, и не сказать, что вернулся в другой чемпионат — но сквозным ветерком с ледяными порывами определенно повеяло. А всего-то один тур пропустил.
Таблица радует глаз, для красивого финиша ситуация идеальная (многие бы о таком мечтали), интрига только усиливается, вот тут и начинается игра, как пел Юрий Визбор. Что касается игры закулисной, то она никогда и не заканчивалась, но если о ней постоянно думать, то о футболе лучше просто забыть. А забывать не хочется — все-таки должна оставаться поляна для честного единоборства. Это же не выборы, где давно все расставлено по местам, а за прошедшую неделю верхушка и вовсе определилась с ближайшим политическим будущим.
В футболе не так, хотя он с этим самым политическим будущим определенно связан. Но связи это не прямые, а опосредованные, потому что впрямую назначать чемпиона ни одна сила, даже самая властная, не может. Ну, казалось бы, проще простого расчистить дорогу питерскому «Зениту» из высших соображений, но на всякую силу есть свои механизмы сдерживания, к тому же подобного рода откровенность наш народ не любит. Все стерпит — любые указы, издевательства, наглую ложь, однако же при виде коррупции явной может и заворчать. А ворчание народа, даже глухое, нынешней власти не нужно.
К тому же Иван Петрович болеет за «Зенит», Петр Иваныч за «Спартак», третий рвет рубаху на груди за «Москву», а еще один не последний в государстве человек считает, что и ЦСКА не потерял всех шансов. Судя по тому, как развиваются на финише события, сильные мира сего, в принципе, договорились не вмешиваться в дела футбольные — чтобы никому обидно не было. Хотя вмешаться страсть как хочется — и тут не позавидуешь ни футбольным чиновникам, ни тем более арбитрам.
Потому что есть еще и среднее звено, которое любые дела проворачивать не разучилось. Вот такому начальнику никакой высокий чин из другого лагеря не указ — у него свои командиры, которые при всем заявленном нейтралитете с него и спросят за результат. И скорее предпочтут закрыть глаза на попытку подсобить родному коллективу негодными средствами, чем вытерпеть горечь честного поражения. Вот на этом уровне всякого рода игры вполне возможны.
И никакая «хартия честной борьбы» не поможет. В определенной степени может помочь только общественное мнение и боязнь такого заголовка в полполосы, как «Купленный чемпионат». С общественным мнением в современной России плоховато — оно, как огни гнилушек на болоте, едва мерцает, да и не особенно разбежишься с его обнародованием. В футболе еще можно чем-то возмутиться, если найдется причина.
Последний тур вроде как не дал для этого повода. И «Зенит» проиграл сам, и преследователь сам выиграл, и ЦСКА сам отомстил. Хорошо бы так и накатить на финиш — без всяких дополнительных интриг, когда «есть упоение в бою» и больше ничего.
Но у нас пауза с той самой «бездной мрачной на краю», которая непосредственно к чемпионату отношения не имеет.