Старый как мир, он остается самой быстрой и лихой игрой. Я помню не из телевизора. У нас в городке шайбу не гоняли — мяч и только мяч. Сам-то я неважный был игрок (предпочитал футбол — все комфортнее), а ребята гоняли — будь здоров. Бывало, и свердловским армейцам, лучше которых в Союзе не было и которые иногда в городок наведывались, в товарищеских матчах пару-тройку голов привозили.
Золотое время. Мороз — за тридцать, «пазик» полнехонек, обогрева никакого, мы едем в Свердловск на матч сезона СКА--«Динамо» (Москва). Стадион — под завязку, взрослые могут принять для сугреву пару стаканчиков, нас, пацанов, игра греет. Имена-то какие, сплошь сборная Союза: Измоденов, Папугин, Дураков, Осинцев, Шеховцов (честное слово, ни в один справочник не заглянул) — музыка, песня, русский хоккей…
Он жил, прирастал Красноярском и Архангельском, живет в Иркутске и Казани, Кемерове и Нижнем, он рождал новых героев (Сергей Ломанов-старший — непревзойденный), он оставался русским, хоть шведские мастера бенди и портили иногда кровь, больше некому было.
Теперь есть. Теперь мы получили прямо в лоб в Швеции, на чемпионате мира. Добро бы только от шведов — дважды от финнов. От одного Холопайнена — семь голов. Не было в мире такого нападающего, который бы сделал такое с нашей сборной в обозримом прошлом. Утешительный заезд за бронзу — со сборной Казахстана, отголоском знаменитого алмаатинского «Динамо»… вроде как катастрофа.
~Замкнутым мирком жить трудно. Трудно приживается хоккей с мячом, несмотря на все усилия «расширить поляну». Так, вялые попытки продавить ситуацию вроде создания группы В, безнадежно отстающей от лидеров. Вот и крутят оранжевый мячик скандинавы с Россией да примкнувший к ним Казахстан. Привычность конкуренции рождает застой и протуберанцы в виде нынешней финской сенсации — в финале в овертайме, на сотой минуте, они и шведов положили. Поделом — засиделись, слишком пригрелись.
Причины нашей катастрофы поглубже будут. Признаюсь, не очень внимательно следил в последние годы за чемпионатом страны и за сборной. Но обилие скандалов бросалось в глаза. Такое иногда создавалось ощущение, что тренеры, особенно тренеры лидеров, возненавидели друг друга. Распри, козни, громкие заявления. Быстрее всего это отразилось на сборной, сменившей не одного наставника. Сейчас на чемпионат в Швецию ее повез ветеран тренерского цеха Юрий Фокин, повез без лидера и капитана команды — Михаила Свешникова, который «был болен». Но Свешников приехал в Швецию со своим «Водником» и сыграл в контрольном матче со шведским клубом. Абсурд. А в сборной лидера не нашлось. И игра ее была недостойной самого «русского» из игровых видов спорта.
Вряд ли помогут призывы «жить дружно». Другие реалии, другие стимулы, другие игроки, сама игра другая (более «технологичная», менее зрелищная).
Во внутреннем чемпионате — пока еще наша. На международной арене с нынешнего чемпионата мира, пожалуй, уже нет.