Вопреки всем стараниям правительства (реальным и мнимым) приватизация уверенно превращается в то, от чего много раз уже зарекались уйти — в раздачу госсобственности в определенные руки, в аналог залоговых аукционов. И именно поэтому она идет с таким трудом и скрипом, что точнее сказать — почти не идет.
Ручное управление против невидимой руки
С 2004 года объемы приватизации быстро сокращались, пока в 2006 году не вышли на стационарный уровень продажи госактивов в $1 млрд в год. Следующие пять лет они были стабильно на этом уровне. При этом процесс национализации резко набрал силу и превзошел приватизацию на порядок — а в отдельные годы даже больше, чем в 10 раз (подробно —здесь).
Спусковым крючком смены тренда с приватизации на национализацию стало дело ЮКОСа.
От идеологии приватизации, признания преимуществ рыночного регулирования и частной инициативы 90-х годов во второй половине нулевых годов государство фактически перешло на прямо противоположную позицию социалистического толка — государство все знает и все сделает лучше рынка. Ручное управление бюрократа надежнее «невидимой руки» рынка. Да здравствуют госкорпорации.
И вот второй раз за десятилетие те же самые люди, находящиеся у руля власти, которые уже однажды развернули госкорабль к национализации, вновь заложили поворот на 180 градусов, к новой приватизации. Что случилось с идеологией российских властей в начале десятых годов?
Случился кризис. А потом резкий рост неуверенности в собственной долгосрочной устойчивости. Фактически первый поворот руля к национализации означал победу доктрины «государство — это я!», бюрократия осознала себя хозяином положения.
Второй поворот к новой приватизации знаменовал понимание высшей бюрократией того, что «Я» и «государство» — разные институты. И «Я» — важнее «государства».
Кризис 2008–2009 годов и дефицит бюджета в 2009–2010 годах вынудили правительство искать новые источники его финансирования. И тут вспомнили о приватизации. Нарисовали планы приватизации по $10 млрд в год на 2011–2014 годы и заложили в бюджет соответствующие доходы.
При этом изменение социалистической идеологии было минимально. Планы приватизации были (и остаются) всего лишь небольшим, маловажным шагом государства из экономики, несмотря на свои относительно большие масштабы. Почти все приватизируемые предприятия сохраняют контрольные пакеты (на крайний случай – «золотую акцию») в руках государства. Бюрократ вовсе не уходит из экономики, он всего лишь делится частью собственности, сохраняя за собой полностью контроль над крупнейшими предприятиями. Это — приватизация без приватизации.
Однако даже в таком урезанном виде приватизации «не повезло». Цены на нефть снова выросли. Бюджет 2011 года был сведен с большим профицитом, фискальная необходимость в приватизации снова отпала. Но планы были уже сформированы, и надо было искать новое содержание, новый смысл в уже объявленной приватизации.
Долго искать смысл не пришлось. Нашлось множество людей, заинтересованных в приватизации. Для кого-то это просто способ вложения своих (или украденных) денег через анонимные офшоры и номинальных держателей. Так происходят крупнейшие приватизации — я уже описывал это на примере приватизации 10% акций ВТБ в 2011 году и 7,6% акций Сбербанка в 2012 году.
Но приватизации помельче (ценой меньше миллиарда долларов) происходят иначе. Тут тоже много секретов и подковерной возни, однако окончательные собственники известны. Есть неофициальная информация о процедурах и иных предложениях. Посмотрим, как проходили первые «средние» приватизации в 2012 году.
«Средние» приватизации-2012
В мае 2011 правительство попробовало продать контрольный пакет акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» в Хабаровском крае, крупнейший узел морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Все было красиво: аукцион, 14 участников, превышение стартовой цены почти в 12 раз, почти до 11 млрд руб. Так и должна проводиться приватизация.
Только одна незадача — аукцион выиграла малоизвестная компания «Сэлтехстрой», принадлежащая бизнесмену Ивану Микояну. После выигрыша Микоян заявил, что он изучил документы и решил, что Ванино столько не стоит. Он отказался от сделки. Возможно, он рассчитывал, что кто-то из больших заинтересованных структур (например, Дерипаска, уже владеющий почти четвертью порта) быстро перекупит у него сделку. Но не сложилось. Росимущество подало на ООО «Сэлтехстрой» в арбитраж за срыв сделки на 300 млн руб., частично выиграло дело (75 млн руб.), потом проиграло в апелляции, выиграло в кассации — вот уже год идет судебная тяжба.
Первый блин новой приватизации пошел комом. И больше Росимущество не захотело попадать в такие обстоятельства. Оно решило устраниться от организации торгов и поручить это так называемым агентам «по отбору покупателей на конкурентной основе».
То есть полностью передало организацию торгов в руки частных компаний. Вся процедура в результате стала частью коммерческой тайны, и приватизация из открытого аукциона превратилась в череду секретов.
Пилотным проектом агентской приватизации стала продажа 26,7% ОАО «Апатит». Того самого пакета, с которого началось дело ЮКОСа в 2003 году и который был по его итогам конфискован в пользу государства. Организатором торгов был назначен банк BNP Paribas. Торги были названы в прессе «самой секретной приватизацией нулевых годов». Это, конечно, перебор, но секретности более чем хватало. Первый тендер в июне 2012 года был сорван самой заинтересованной стороной — ОАО «Фосагро», которой уже принадлежало 75% акций «Апатита». Срок приема ценовых предложений был продлен до 15 сентября, но неожиданно 4 сентября были подведены итоги тендера, и акции получил «Фосагро» за 11,1 млрд руб. При этом, по просочившимся в прессу сведениям, «Уралхим» (покупатель продукции «Апатита») был готов заплатить 20 млрд руб., а «Акрон» (иностранный инвестор) – 25 млрд руб. Но эти предложения до финиша не дошли, в финальных торгах участвовали только «Фосагро» и откровенно страхующий его банк «Траст».
По справедливой стоимости пакет акций «Апатита» стоил до 20 млрд руб. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что стоимость миноритарного пакета, конечно, меньше (на одну акцию), чем контрольного. А продавался именно миноритарный пакет. Вероятно, остальные участники торгов получили для себя гарантии поставок с «Апатита» и тем удовлетворились, перестав участвовать в тендере.
Все же обращает на себя внимание, что один заранее известный и наиболее вероятный претендент в конце концов получил это госактив по заниженной цене без конкуренции на самом тендере. Понятная история для бизнеса, но вряд ли выгодная сделка для продавца — государства.
По странному совпадению, в тот же день, 4 сентября, вышел пресс-релиз ОАО «Объединенная зерновая компания» о продаже 50% минус одной акции компании за 6 млрд руб. Решение было принято еще в июне. Инвестконсультантом, а фактически организатором конкурса была компания «Тройка Диалог». Условия конкурса были сформулированы таким образом, что претендовать на участие в нем смогли лишь две компании – «Сумма» бизнесмена Зиявудина Магомедова и нидерландская Louis Dreyfus. Остальные четыре заявки были отсеяны. Впрочем, нидерландская компания — тоже, так как не получила разрешения Комитета по иностранным инвестициям потому, что ОЗК является «стратегическим предприятием».
В результате на «стратегическое предприятие» остался один претендент, который и получил акции компании. Странная ситуация. Один, безальтернативный, кандидат выиграл конкурс с условиями, которые и оставили его в одиночестве. Возможно, под него они и были сформулированы? Но это далеко не все «странности».
1. Государство не получит этих 6 млрд руб., их получит сама компания ОЗК. Потому что государство решило не продать свои акции, а разрешить ОЗК выпустить допэмиссию и разместить ее по закрытой подписке в пользу победителя конкурса. В результате все деньги, уплаченные новым акционером за компанию, остаются в самой компании, то есть в распоряжении в том числе и самого нового акционера. Он фактически получает свою долю бесплатно, просто показав деньги, позвенев монетами около уха государства.
Можно ли это вообще называть «приватизацией»? Ведь приватизация — это продажа принадлежащих государству активов, а в данном случае продажи нет, а есть только размывание этих активов.
Это то же самое, что было со знаменитыми «народными IPO» «Роснефти», ВТБ и Сбербанка в 2007 году. Бесплатная приватизация или приватизированная приватизация. Кстати, по той же схеме хотят продавать пакет акций РЖД в 2013 году.
2. Компания «Сумма» вместе с ОЗК будут владеть двумя крупнейшими зерновыми терминалами на юге страны и частью Новороссийского морского порта, то есть они получат почти монопольное положение по экспорту зерна на этом направлении. Это почему-то нисколько не заинтересовало антимонопольную службу.
3. С 2009 года ОЗК, по указу президента, является оператором госинтервенций на зерновом рынке. У нее хранится на сегодня 9,6 млн тонн госзерна на эти цели. Можно ли отдавать эту госфункцию на откуп частникам, приватизировать ее?
Никто и не подумал отвечать на эти вопросы...
А правительство продолжает действовать в выбранном направлении. Непроданный порт «Ванино» в ноябре 2011 получил своего агента по приватизации – «ВТБ капитал». Но почему-то вместо организации продажи «ВТБ капитал» подмял под себя порт, став его управляющей компанией и вот уже год не торопясь продавать его. Странная история, не правда ли?
Агентом по приватизации 20% акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт» стал банк UBS. Примерная стоимость пакета — около $350 млн.
Здесь пересеклись интересы нефтяников («Транснефть») и зерноэкспортеров (уже знакомая нам группа «Сумма»). Эти две компании на паритетных началах контролируют 50,1% акций порта. «Роснефть» вместе с «Транснефтью» выступили с предложением Путину отдать госпакет «Роснефти». Но получили ответ в лице первого вице-премьера И. Шувалова: приватизация будет. Размещение пакета произойдет, вероятно, на Лондонской фондовой бирже, запланировано на ноябрь 2012 года. Но, по источникам «Ъ» в правительстве, UBS получило рекомендацию проследить за тем, чтобы ограничить доступ группы «Сумма» к участию в размещении акций порта. Но ограничивать чье-либо участие при публичном размещении акций незаконно...
Агентом по приватизации 25,5% акций ОАО «Мурманский морской торговый порт» стало ООО «Райффайзен Инвестмент». 5 октября оно прекращает прием заявок от потенциальных инвесторов. Посмотрим, как пройдет приватизация.
Организатором IPO «Совкомфлота» назначен Дойче Банк, который выиграл конкуренцию у «Дж. П. Морган» и «Глодман Сакс». Вероятно, речь опять пойдет о Лондонской бирже.
Правительство не желает брать на себя риски организатора продажи госсобственности. Вообще ни в одном случае.
Но и приватизация функции по приватизации госимущества, как видим, не очень-то помогает честности, открытости процесса и получению максимальной цены для продавца имущества.
Опять автомат получается
Я посмотрел доходы от приватизации за 2012 год и удивился.
В июле-августе, оказывается, федеральный бюджет получил, по данным Минфина, 140 млрд руб. или $4,7 млрд от приватизации федерального имущества.
Я внимательно просмотрел сайт Минэкономразвития, Госкомимущества, ленты новостных агентств и не обнаружил никаких сделок по приватизации за этот период. ОЗК закрыл сделку в сентябре, и деньги пошли не в бюджет, а самой компании. «Апатит» — тоже в сентябре, но деньги будут только в самом конце года. Сбербанк — в сентябре, но деньги попадут в бюджет только в 2013 году и то не как доходы от продажи госимущества, а как налог не прибыль Центробанка. Откуда эти почти $5 млрд? Непонятно...
Странно вообще, что нет открытой информации по приватизации госимущества в удобном доступе на сайтах госструктур, отвечающих за нее. Вся информация там будто специально запутана и крайне неудобно расположена...
Сразу после избрания вновь президентом Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме летом 2012 года, заявил, что новая приватизация в России не должна быть похожа на сомнительные сделки 1990-х, она будет понятной и честной. Действительно, в ряде случаев правительство пытается организовать приватизацию как лучше. Но, по Черномырдину, получается как всегда.
Есть старая советская поговорка про конверсию военного производства на выпуск мирной продукции — как ни собирают швейную машинку, все автомат Калашникова получается... Как ни пытается правительство организовать ход «средних» приватизаций — все получается залоговый аукцион. Компания передается в одни заведомо известные руки по заниженной цене или вообще бесплатно, путем размывания госсобственности (допэмиссия, IPO, SPO). Даже если нет цели передать компанию в определенные руки, то ставятся задачи кому-то ее не отдать. Ну а про секретные приватизации через LSE в анонимные руки я уже много писал. По форме законодательство соблюдается, но по существу — «издевательство».
В коррумпированном государстве не может быть некоррумпированной приватизации. Даже если правительство действительно этого хочет. А оно и хочет этого далеко не всегда...