Если бы я каждый Божий день не читал газеты, не просматривал ленты новостей и не пялился в ящик, то… был бы толстым и жизнерадостным.
Тьфу, совершенно не это хотел сказать – само как-то вырвалось. То ничего бы толком не понял из сегодняшних газет. В подавляющем большинстве своем газетные тексты написаны для тех, кто уже в курсе. Кто все время держит руку на пульсе. Следит, ну и так далее. Стандартный «суповой набор» – Дума, Чечня, Путин, бюджет, выборы и т. п., – брошен на страницы не живописными грязно-белыми костями с шмотками серо-бурого мяса, а маленькими желтенькими бульонными кубиками.
Тем не менее, случаются и отдельные тексты, пробуждающие если и не аппетит к обыденной нашей похлебке, то хоть какое-то предчувствие грядущих пиршеств.
Удивительно внятная, посреди той разнузданной истерики, которая разразилась в российских СМИ, статья Третьякова (НГ) о Бабицком. Наверное, впервые за время последние две недели хоть кто-то из журналистов нашел в себе мужество не присоединяться к общему хору воплей об опасности, нависшей над всей русской свободой слова. Если бы Виталий Товиевич нашел еще и время переписать зануднейшую и обстоятельнейшую статью Гавриила Попова, разъясняющую истинные причины нападок на Хайдера (кстати сказать – очень дельно и разумно разъясняющую), то первую полосу сегодняшней «Независьки» можно было бы вешать в рамочке, как образец бесстрашия в борьбе с общественным мнением.
«Коммерсантъ» и «Известия» вынесли в шапки по репортажу. Откуда в нынешнее грозовое время следует возить репортажи? Правильно, с Северного Кавказа. Коммерсантовец Колесников обнаружил, что пока генералы радостно целуются и пьют в компании Ястржембского за Путина, мирные освобожденные чеченцы подвергаются раскулачиванию и ненавидят русских. А все потому, что денег мало на возрождение Северного Кавказа отпускается и не попадают они в руки главного специалиста по региону. Собравшиеся сегодня у Путина на правительстве чиновники должны были это осознать, прежде чем решать что-то по федеральной программе развития Кавказа.
А известинец Крутиков просто, без намеков, нарисовал портрет комиссара ЕС Нильсена. Комиссар получился хамом, циником, трусом, жмотом и дураком. А репортаж не получился вовсе.
Вообще, «Известия», видимо, махнули рукой на первую полосу. И вообще на первую тетрадку. В том смысле, что ежедневная наша жизнь, политическая и экономическая, такова – и баста. Как о ней не пиши, всей правды не скажешь. А красиво врать то ли надоело, то ли некому.
Вот «Сегодня», велением ли демостократической совести, чувством ли зависти к «народно-бульварной прессе», но разбередило в себе энтузиазм. Леонид Радзиховский вволюшку оттоптался на питерской интеллигенции, решившей уберечь имидж и. о. президента от надругательства над его физиономией. Питерские ученые и в самом деле дали маху с критикой куклы Путина. Но это скорее тема для анекдота, а не для пламенной риторики, приравнявшей кукловодов и куклодержцев к журналисту Бабицкому. А впрочем… Почему бы и нет? Ведь если из художника слова изливаются именно такие тексты, значит он других породить не может?
Ну нельзя добыть из Радзиховского или Бабицкого такую же героическую поэму о взятии Грозного, которая легко поется писателем Прохановым в газете «Завтра». Даже если запретить привычные для них пиршества оппозиционно-мазохистического духа и посадить на диету в фильтрационном пункте. Пусть поют как умеют.