Весна пришла. Идиотское какое-то заявление, правда?
Какая у нас, к чертовой матери, может быть весна? Это у них в Европе весна. Или в Азии. Да хоть на Украине. Но уж никак не у нас. Мы как эти, самые северные, самые большие в мире хищники – как белые медведи. И знаменитое джеклондоновское «белое безмолвие», там где америкосы чудеса выносливости и морозоустойчивости проявляли – это 80% нашей территории и 90% нашей обыденной жизни.
Ага, самые северные, самые большие, самые великие, державные и имперские… Вот только что ж я так мерзну-то, а?
Удивительное, все-таки, это раздвоение ума у российского интеллигентного обывателя. У меня, в частности, у Петра Первого, кстати сказать, да хоть бы и у Путина. И всех нас вообще. Вот попадаем мы в игрушечную, аккуратненькую, чистенькую, предсказуемую (какой бы еще положительный эпитет изобресть? гуманолояльную или даже антропофильную?) Европу – и у нас начинает мутиться ум. Вот так бы жить, да?
Или наоборот, приезжаешь в роскошную, радушную, изобильную, разноцветную (жирную и эклектичную, да?) Азию. Размягченный разум, опять-таки, кипит.
Потом оказываешься дома, в своих стылых, волглых, бескрайних, беспросветных (хватит уже, не надо по больному) снегах и… И немедленно хочется покрыть эту Территорию уютненькими немецкими (или голландскими? да хоть чешско-эстонскими) улочками, а поверх разбросать цветастое азиатское роскошество. Когда же это не получается, остается только махнуть на все рукой и опять начать тырить по тихому из общинно-колхозно-акционерного хозяйства что плохо или чересчур хорошо лежит.
Впрочем, хорошо если только тырить. Это дело в наших широтах вполне заурядное и даже традиционное. Поворовали немного – посидели чуть-чуть. Петр Первый, помнится, когда поумнел слегка, рекомендовал то ли мытарей, то ли дьяков рыбного приказа время от времени снимать с должности и вешать – все равно проворуются. Но вот когда в конец одуревшие граждане начинают заниматься яростной и агрессивной рекламой воровства и лихоимства (а также всевозможных «откатов», «наездов», «распилов» и пр.) – приходится признать, что безумные попытки снабдить русское сознание евроазиатским менталитетом (а уркалитет? как вам такой термин?) привели к окончательному распаду этого самого сознания.
Не то чтобы меня прямо уж так душила злоба – скорее просто авитаминоз. Но как-то мне неохота рассказывать о всех газетах, которые я прочитал за последние два дня. Вот только «Коммерсантъ» и «Сегодня» запали в душу.
«Твердый знак» меня, признаться, поразил. Сперва в шапке пятничного номера я обнаружил такую откровенную «джинсу» (она же – «заказуха») про фирму ИКЕА и ее магазин, которой, кажется, раньше славился только второй канал российского телевизора. А потом, уже по прочтении субботнего «Коммерсанта», стало понятно, что просто весна. Крыша у людей съезжает и течет изо всех сил.
Интервью с психиатром Салмана Радуева разъясняет читающей публике, что этот персонаж – невинная жертва обстоятельств. Людей он не похищал, а наоборот, только освобождал, в Первомайском его вспоминают чуть ли не с нежностью, видные московские политики с ним поддерживают дружеские отношения и вообще он ничего не соображает, болен и невменяем. А все, что ему (или он сам себе) приписывают – он не делал. Это фантазия.
Ну а вместо комментария редакции рядом с интервью помещена справка от отдела преступности об истории лечения пациента Радуева, о его страданиях и трудах хирургов.
Еще раз повторю, может у меня авитаминоз, и я не сумел распознать тонкую иронию, которой пронизаны эти материалы, но… почему-то даже и не хочется ее распознавать. Поскольку это такая же «джинса» как и материал про ИКЕА (и как репортажи Бабицкого, кстати сказать), но только политическая, то от количества иронии сумма прописью не меняется. И общее омерзение не пропадает, а только усиливается.
Что касается «Сегодня», то поскольку мостовские СМИ обязаны агитировать не «за» Путина, но опасаясь финансового возмездия, должны соблюдать формальные приличия, – авторы этого издания дошли до совсем уж анекдотических «разсуждамсов» о 13-ом кандидате «Против Всех». Удивительное сочетание трусости и нахальства при совершенно не сформулированном лозунге.
Вообще, весенне-предвыборные метаморфозы, происходящие с демократическими СМИ, свидетельствуют о том, что с комплексом евроазиатства в российской психике надо бы что-то делать. Потому что это, безобидное, на первый взгляд, помешательство, распространяется понемногу на всех работников наших масс-медиа. А если они приучат и нас к этому состоянию перманентного распада сознания, то жить здесь станет совсем паскудно. Мало того, что все время зима, что ли?..