Партия «Грузинская мечта» победила на парламентских выборах в Грузии. С учетом реформ, отдающих после следующих президентских выборов реальную власть в руки премьера, это значит, что в 2013 году грузинским премьером станет Борис Иванишвили, доказательств связи с Кремлем которого, упаси господь, нет никаких, кроме разве того, что господин
Иванишвили выгодно перед выборами продал в России свои бизнесы. Это бывает. Вот Александр Лебедев не может продать даже себе в убыток, а Борис Иванишвили продал с выгодой.
Это примерно как в Израиле в результате всенародных выборов пришел бы к власти политик, спонсируемый ХАМАС.
Позвольте мне еще раз повторить то, что я написала в «Новой»: грузинский народ сделал то, что не смогла сделать Российская армия. И поставил на грузинских реформах жирный крест. Тем самым дав ответ на вопрос, может ли в бедной стране при всеобщем избирательном праве проводиться вменяемая реформа государства и экономики. Ответ: может. До тех пор, пока не придет первый жириновский и не пообещает, что булки будут расти на деревьях.
Весь, в сущности, что произошло? Команда Саакашвили сделала из территории, где не было ни света, ни полиции, ни государства, страну, которая по легкости ведения бизнеса находится в первых двадцати странах мира и в которой женщины ночью в наибольшей степени чувствуют себя в безопасности на улицах.
Что сказал грузинский избиратель? «Мало ли что полиция перестала брать взятки! Это не его заслуга, а заслуга всего грузинского народа! А зато они, гады, не дали мне лично миллиона долларов и даже не обещают. Проголосую-ка я за Иванишвили, который обещает все, даже луну с неба».
Саакашвили лишил власти правящие сословия Грузии — воров в правительстве и воров в законе. Саакашвили переделал государство, но он не мог переделать человеческую природу. Человеческая природа заключается в том, что некоторым людям свойственно насильничать над остальными. Это происходит в любом обществе, как то показывают Абу-Грейб и Стенфордский тюремный эксперимент. Правильно устроенное государство отличается от неправильно устроенного не тем, что в нем не пытают заключенных, а тем, что когда это становится известно, палачей наказывают.
Что сказал грузинский избиратель? «А нам все равно. Мы верим не власти, которая наказала садистов за пытки, как только узнала. Мы верим оппозиции, которая знала об этих пытках с мая и заплатила за их съемки два миллиона. И еще мы верим палачу и садисту, который сам пытал».
Власть в бедной стране может прыгнуть выше головы. Но она не может прыгнуть выше Луны. Она не может подарить всем по миллиону долларов и сделать так, чтобы ни единый чиновник не брал взятки и ни единый надзиратель не бил заключенного.
А, как выясняется, избирателю надо, чтобы прыгали выше Луны. Ну или хотя бы красиво обещали.
Тут мне скажут, мол, ничего страшного не произошло, демократия победила. Ну, проголосовал избиратель за грузинского Жирика. Через четыре года Иванишвили не достанет ему Луну с неба, и он его прокатит.
Ага? Теперь посмотрим на ситуацию поближе. Возьмем три главных страты, присутствующие в современном бедном (в том числе российском) обществе: бизнес, люмпены и интелектуалы.
Что может пообещать Саакашвили бизнесменам? «Парень, поддержи нас. В стране будут низкие налоги и прозрачные конкурсы». А что им может пообещать партия Иванишвили? «Слышь, пацан! Ты видишь, там, за хребтом Россия, во главе которой стоят правильные пацаны? Вот теперь правильные пацаны пришли сюда. Поддержишь — налогов не будешь платить вовсе и кучу госсобственности получишь забесплатно. Не поддержишь — замучаешься пыль глотать». Ну и кого поддержит бизнесмен?
И с чего это люмпену разочаровываться в Иванишвили? Когда это, например, сицилийский крестьянин разочаровывался в мафии? Чем бедней человек, тем восторженней он относится к малейшим подачкам и тем радостней внимает объяснениям, что плоха жизнь оттого, что вокруг враги. А когда все враги ликвидированы, то рта уже не откроешь — сам станешь врагом.
Что же касается молодых интеллектуалов Грузии, которые сейчас на деньги правительства учатся по сингапурской модели во всяких MIT, — ну и кто из них вернется домой? Грузия и так страдает от утечки мозгов — можете себе представить, как она усилится с приходом Иванившили и какой эффект она окажет на дальнейшую люмпенизацию населения и вырождение элиты.
Мне говорят: принцип демократии священен. Главное — это демократия. Э нет, ребята, вам шашечки или ехать? И вообще, вы уверены, что Иванишвили уйдет?
Знаете, что меня всегда изумляло в грузинской оппозиции? Что, еще не придя к власти, она вела себя как российская власть. Что это машины оппозиции давили людей; что в приемной у Бурджанадзе помощников помощника секретаря толклось больше, чем у Саакашвили.
Я лично могу предположить, что именно начнется после того, как Иванишвили станет премьером. Сворачивание всех реформ. Не потому, что идеалом Иванишвили является государство, где берут взятки и убивают на улицах, а просто потому, что надо же заменить существующее государство своими людьми, а кто у Иванишвили верные люди?
Возможно, у Грузии снова образуется окно возможностей. В очень короткий момент, когда растерянный народ с изумлением будет наблюдать, как вернувшееся к власти ворье устраивает беспредел, но когда при этом полиция и армия еще не будут полностью зачищены от порядочных людей, думающих о судьбе страны, — в этот момент у Грузии снова будет окно возможностей. Такое же, как то, что было у Пиночета 11 сентября. А возможно, и не образуется.
И тогда Грузия будет — ну, обычная закавказская страна. Чуть получше Армении, чуть посвободней Азербайджана. Бакшиш, взятки, всем на все наплевать, и общее соответствие габитусу региона. В любом случае в одну воду нельзя войти дважды, и реформы такого размаха удаются хорошо если раз в столетие. В России за все время ее существования они, например, случались только один раз — при Петре I. Ну что же, представьте себе Петра, при котором ввели всеобщее избирательное право, и народ с визгом проголосовал за бояр, бороды и кнут.