У «Газпрома» есть оставшиеся в наследство от Гусинского медиаактивы. Разобраться с ними и навести в них порядок пытались три команды топ-менеджеров. При этом никакой последовательности, структуры и цели их действий не видно. Возьмем, к примеру, радио. Радиостанциями Next и «Попса» управляет Юлия Яковлева, тут своя рекламная служба, своя производственная база, скоро даже будет свое здание. «Эхом Москвы» управляет Алексей Венедиктов — и тут тоже практически полная автономия. В дополнение к ним создается новая радиостанция, которой будет управлять Александр Герасимов. У нее тоже все будет свое – служба рекламы, база. Но главное – станция будет работать в том же формате, что и «Эхо».
Согласитесь, с точки зрения бизнеса это полный абсурд. В одном холдинге – три радиостанции, причем две из них сугубо информационные, прямые конкуренты, со своими собственными службами новостей. А новости, на минуточку, один из самых дорогих продуктов. Можно как угодно относиться к «Русской медиагруппе», ее методам работы и репертуару «Русского радио», но чего у них не отнять — так это профессионализма. Раз в холдинге жить проще – создаем холдинг. Затем пытаемся купить ослабших конкурентов. Продаем рекламу пакетом на всех радиостанциях. Разводим слушателей по интересам. Создаем общую для всех станций службу новостей. В результате через некоторое время большинство респондентов, отвечая на вопрос, где они чаще слышат новости, говорят: на «Русском радио». Просто Русская служба новостей работает сразу для нескольких радиостанций холдинга и создает ощущение ковровой бомбардировки.
На этом фоне складывается ощущение, что «Газпром» ведет себя просто безумно в отношении своих радийных медиаактивов. С одной стороны, он покупает «Сибнефть», акции РАО ЕЭС, осваивает ресурсы полуострова Ямал, выходит на рынки сжиженного природного газа, а с другой – кажется, что заблудился в своих радиостанциях как в тех соснах. Но на самом деле это, конечно же, не так. «Газпром» готовит «Эхо» к продаже. На эту мысль меня навели растяжки, развешенные по всей Москве. «15 лет гоним волну», — изрекает стилизованная голова главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова. Рядом красуется логотип «Газпрома». На первый взгляд все логично. Акционер пиарит свою «дочку», дал ей денег на день рождения. Но вот странно, никогда не давал, а тут вдруг дал. Зачем «Газпрому» выкидывать несколько сотен тысяч долларов на пиар «Эха Москвы», своенравной и в целом оппозиционной радиостанции? Правильно, чтобы подороже продать. И тут становится понятной не только реклама, но и создание внутри холдинга радиостанции-конкурента «Эха» под руководством Герасимова.
Оставим логику, вернемся к фактам. «Газпром-медиа» радиостанцию «Эхо Москвы» действительно активно предлагает рынку. Продается, естественно, только пакет самого холдинга, это чуть больше 60% (34% — у журналистского коллектива). Продается за $12 млн. Вся радиостанция стоит $25 млн без политических рисков, $20 млн – с политическими. Предложение купить «Эхо» уже поступало двум медиахолдингам – «Проф-Медиа» и американской корпорации Metromedia International Inc, владеющей «Радио 7 на семи холмах» и радио «Мелодия». Оба претендента отказались. Цена и политические риски оказались больше, чем желание стать владельцем «Эха».
При этом «Русская медиагруппа» давно заявляла о том, что готова купить «Эхо Москвы» и развивать. Но в списке потенциальных покупателей она не значится. И это наводит на еще одну мысль: развитие и без того слишком свободного и политически активного «Эха» просто не нужно. Что будет с ним после того, как его продадут? «Газпром» этой сделкой явно хочет снять с себя ответственность за творящееся в эфире «Эха» в преддверии следующего выборного цикла. Новые же акционеры с радиостанцией смогут сделать все что захотят, хотя бы и закрыть ее совсем. Но тратить $12 млн на то, чтобы закрыть «Эхо», тоже никому не хочется. Поэтому и покупателей найти непросто. Сейчас радиостанция окупается, и можно было бы отдать ее творческому коллективу. Но у того нет денег выкупить газпромовский пакет, а самостоятельно подтянуть внушительные по размеру инвестиции без каких-либо гарантий практически невозможно. С Березовским главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов вряд ли захочет работать, Невзлину и Ходорковскому сейчас не до того, а Гусинскому будет только на руку закрытие «Эха». Он давно склоняет ведущих журналистов перейти на работу в его телекомпанию RTVi. И очень может быть, что этим все и закончится.