Российский студенческий союз требует прекратить проверку студентов Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) на предмет их отношения к неформальным организациям и участия в протестных акциях. Сбор информации начался по запросу прокуратуры Санкт-Петербурга.
Скандальные увольнения деканов медицинского факультета и факультета журналистики питерского госуниверситета, сопровождавшиеся для пущей убедительности уголовными делами, оказались только цветочками. В дальнейшем ужесточение административной деятельности перекинулось на исследовательскую составляющую – в университете осуществлялся «экспортный контроль» — желающие опубликоваться в иностранных научных изданиях (а цитируемость ученых в общепризнанных журналах – едва ли не главный критерий их конкурентоспособности, именно по нему российские ученые, особенно гуманитарии, катастрофически отстают) должны были проходить цензуру администрации. Правда, впоследствии выяснилось, что фильтрации будут подвергаться только естественнонаучные работы, касающиеся технологий «двойного назначения». Правильно – ученые-шпионы не пройдут!
И вот теперь взялись за студентов, вероятно, усмотрев в них пушечное мясо «песчаных» революций. Сказал президент, что у нас нет базы для протестов на арабский манер, значит, вуз, управляемый Николаем Кропачевым, которого СМИ упорно называют «учителем Медведева», должен эту базу для начала зачистить.
Классические российские университеты МГУ и СПбГУ, обладающие большой и длинной историей, где были и славные страницы, и вполне себе погромные (как, например, сталинистский разгон экономического факультета ЛГУ), в последнее время с честью несут бремя одного из своих эпитетов-определений – «государственный». А уж после того, как им был присвоен законом «особый статус», стараются быть святее папы римского, то есть большими охранителями, чем сам «национальный лидер».
Декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков, известный своим резонансным конфликтом со студентами и нескрываемыми ультраконсервативными взглядами, на днях получил звание заслуженного работника высшей школы РФ. Чему должен порадоваться «Союз православных граждан», в свое время усмотревший в бунте студентов заговор «закулисы». У истоков факультета политологии стоял лично Борис Грызлов, недавно попутно освятивший своим одобрением компьютер «Ломоносов» ценой 1,5 млрд бюджетных рублей за 2010 год (понадобится еще 900 миллионов рублей на то, чтобы превратить его в «суперкомпьютер»). Кафедру государственной политики (назвали бы сразу – кафедра имени товарища Левиафана) факультета политологии возглавил руководитель РЖД Владимир Якунин. До недавних пор – пока не уволили декана факультета госуправления МГУ Алексея Сурина из-за коррупционного скандала с преподавателем того же факультета и его дочерью Полиной Суриной – вопросы госстроительства с единственно верной точки зрения широко освещал Вячеслав Володин, ныне руководитель аппарата правительства. Перекрестившись, процитируем название структуры, которую возглавляет спасатель (не путать со спасителем) всея Руси Сергей Шойгу, – Центр анализа прикладных антропогенных процессов МГУ. Я понимаю Евгения Примакова, который после увольнения из Торгово-промышленной палаты возглавит Центр ситуационного анализа РАН, – опытом своей жизни он заслужил тихую академическую площадку. Но Шойгу пожары тушить нужно в реальной, а не в виртуально-антропогенной жизни…
В смысле колебаний вместе с генеральной линией по кадровой части МГУ обошел СПбГУ, хотя там еще (пока) в массовом порядке не проверяют студентов на лояльность родному высшему совету партии «Единая Россия».
И петербургский университет в некотором смысле двинулся в либеральную сторону: деканом факультета искусств стал министр финансов Алексей Кудрин, недавно потребовавший свободных выборов. (Поначалу факультет назывался «свободных искусств», что соответствует общецивилизационному понятию Liberal Arts, но эпитет «свободных», очевидно, напугал руководство колыбели нашего правящего дуумвирата. Правда, на сайте университета при попытке нажатия кнопки «факультет искусств» выскакивает вводящая в заблуждение информация о филологическом факультете. Что, возможно, и правильно, потому что его возглавляет бывший ректор этого вуза Людмила Вербицкая, прославившаяся инициативой создания комиссии по нравственности при Путине.)
Словом, что-то странное творится в самых государственных вузах РФ. Что противоречит «идее университета» – есть такое понятие. Оно означает максимальную автономию и свободу университетов. А в таком виде старейшие классические университеты России больше напоминают не Сорбонну, Гарвард, Оксфорд или Пекинский университет, а стандартные государственные корпорации времен Владимира Путина, ориентированные на подготовку сотрудников государственных же корпораций и государственной администрации.
Что примерно одно и то же.
Стране нужны свободные и креативные люди, а университеты с «особым статусом» стремятся выращивать хорошо подогнанные винтики государственной машины.
Нелояльные – то есть думающие – студенты в таких корпорациях, вероятно, не нужны.