Людвиг Эрхард, творец Wirtschaftswunder - немецкого экономического чуда, 50 лет назад жестко критиковал создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Свою критику он построил на том, что предлагаемые отцами интеграции меры - недостаточно либеральны. Но закончил свою речь следующим пассажем: «Полагаю, что сегодня молодым людям нужны идеалы, а это путь к новым идеалам, и кто я такой, чтобы стоять на пути новых идеалов молодежи? И потому я тоже поддерживаю Римский договор». Он был подписан 25 марта 1957 года, полвека тому назад. Юбилей европейские лидеры с большой помпой будут праздновать в ближайшие выходные. В те времена Советский Союз стоял бесконечно далеко от процессов европейской интеграции. Да и сейчас Россия несколько в стороне. Еще в 1950-м году «Тайм» писал о том, что уголь стал европейским экономическим тираном. Сегодня почтенная миссия европейского экономического тирана перешла к российскому газу. И тем не менее отличие от времен полувековой давности - принципиальное: Россия фактически подключилась к реализации Римского договора 1957 года, который содержал 248 статей, но ясно прокламировал четыре принципиальных для капитализма, для западной цивилизации свободы - беспрепятственного движения товаров, людей, услуг, капиталов.
С большими или меньшими издержками, с большими или меньшими ограничениями и оговорками, Россия включилась в это свободное движение товаров, людей, услуг и капиталов. А тем самым, хочет она того или нет, присоединилась к Европе.
Сейчас снова стало модно рассуждать о том, что у России - свой путь. Своя модернизация. Особое место, где она находится - не Европа, но Русский мир. Да и население не очень-то доверчиво к Европе и ее ценностям. Это при Гайдарах-Чубайсах и примкнувших к ним Козыревых мы осуществляли бездумное движение на Запад, а теперь мы одумались, встали на единственно верный путь из Европы в родную Азиопу, и с него не свернем. Европа, конечно, лучше Америки. Потому что Америка, как нас учит начальство, — это вообще трындец. Ее даже европейцы недолюбливают.
Но все равно в разведку с евро-атлантической цивилизацией в широком смысле слова мы не пойдем.
На днях ВЦИОМ обнародовал результаты исследования представлений россиян о Европе и Западе. 38% респондентов полагают, что Россия - это часть Европы. Противоположной точки зрения придерживается большинство - 45% считают, что Россия является особой цивилизацией и ее интересы постепенно смещаются на Восток (то самое путешествие из Европы в Азиопу). Европу, при том, что это понятие вызывает среди россиян гораздо более позитивные эмоции, чем, скажем, СНГ и уже тем более «Запад», «ВТО», «МВФ», «Америка» и «НАТО», подозревают в том, что она не заинтересована в сильной России - так думают 47% опрошенных. Исследование демонстрирует совершенно фантастические показатели американофобии и абсолютно советской по своему масштабу «НАТОфобии»: Негативно относятся к США 50% респондентов, к НАТО - 57%.
Евроремонт происходит в квартирах, но не в головах людей.
Россияне, безусловно, рады евростандартам в быту, в том числе в области тех самых свобод передвижения товаров, себя любимых, услуг и капиталов. Но не готовы их принимать на ценностно-мировоззренческом уровне. Хотя если уж на то пошло, если быть до конца последовательными, тогда россияне, не принимающие западные ценности, должны были бы снять с себя всю одежду, вплоть до немецких трусов и итальянских ботинок, выбросить на хрен финский мобильник. И следовать дальше евразийским путем в онучах и косоворотках вне зоны действия сети, если не считать сети рыбацкой.
Но не таков русский человек.
Отдыхая на европейских курортах, пользуясь благами западной цивилизации, употребляя западные продукты, храня сбережения в западных деньгах, он продолжает подозревать Запад в дурных помыслах.
Такой вот трагический разлад между бытовой и мировоззренческой вестернизацией россиян, которые если что и могли бы усмотреть в Римском договоре, так это очередной заговор масонской закулисы.
При всем своем антиамериканизме современная Европа - порождение Америки, часть послевоенного Pax Americana. Архитектура Европы выстраивалась на противостоянии Сталину. Ее хозяйство восстанавливалось благодаря Плану Маршалла и доктрине Трумэна. Объединенная Европа выстраивалась, с одной стороны, вопреки, но и, с другой, благодаря Америке. Став самостоятельным геополитическим субъектом, Европа не отъединилась от Америки в цивилизационном смысле.
Поэтому когда русский человек на rendez-vous с Европой пытается отделить ее от Америки - он не прав.
А вот когда пытается сформулировать свое негативное отношение к Западу в целом (31%), интуитивно чувствует общность интересов евро-атлантической цивилизации. К которой принадлежит сам, но во что никогда в не поверит.