На прошедшей неделе произошло, как мне кажется, важное для медиарынка событие: о пожаре в Парке Горького блогеры сообщили раньше информационных агентств. Стоит вспомнить, что и о событиях в Кондопоге первыми сообщили тоже блогеры. То есть речь уже может идти о некоторой тенденции. Если так пойдет и дальше, смысла в новостной журналистике не останется: медиаагрегаторы, проекты, чьей задачей является компиляция информации других источников, вытеснят традиционные новостные СМИ. Случившееся стало, как мне кажется, тревожным звонком — хотя, конечно, и
не первым — для новостной журналистики как отрасли, как жанра. Профессионалы, занимающиеся сбором и распространением информации, проиграли в гонке за новостями сообществу непрофессионалов, ведущих дневники в интернете. Силы, конечно, были неравны: сообщество просто огромно, а журналистов мало. Но меньше число пользователей интернета не станет, так что, вероятно, подобные поражения со временем станут нормой. Стало быть,
информационные агентства вскоре начнут проигрывать ресурсам или проектам-агрегаторам, смысл деятельности которых сводится не к самостоятельному поиску новостей, а к компиляции сообщений, полученных из разных источников.
Тот, кто научится оперативно и круглосуточно мониторить блогосферу и грамотно компоновать полученные там сообщения, начнет обыгрывать информагентства систематически. При этом продукт агрегаторов будет, очевидно, дешевле. Значительную часть работы по мониторингу сети и даже компоновки полученных сообщений может, в принципе, делать и робот. Вопрос в том, чтобы написать грамотную программу. И тот, кто ее напишет, грубо говоря, сделает ненужным ИТАР-ТАСС, равно как и другие информагентства. На смену классическим новостным агентствам с десятками и сотнями ушлых репортеров, «виясщих» на телефонах и бегающих по встречам, штатом редакторов, выпускающих и так далее придут совсем другие структуры. Тихий спокойный офис, мощный сервер, группа техподдержки, несколько человек, поправляющих неизбежные ошибки робота, и бухгалтер, считающий прибыль. Вряд ли дело ограничится только лишь агентствами. Мне кажется, что
формат новостной журналистики как таковой не может чувствовать себя в безопасности.
Уповать на эксклюзивные новости вряд ли дальновидно. В политике что-то давненько уже не слышно о потоке эксклюзивной информации. В экономике по мере развития фондового рынка он тоже будет иссякать. Размещение акций компании на биржах со строгими правилами в общем и целом превращает ее сотрудников в корпоративных андроидов, следящих в первую очередь за неразглашением информации. Что, по большому счету, остается? Спорт, культура, общество. Но в последних трех случаях анализ происходящего, его интерпретация не менее важны, чем сами новости. Собственно, без такого довеска новости культуры или спорта в общем и неинтересны. Однако
уже сегодня становится очевидно, что классические газеты в перспективе не сохранят монополии на интерпретацию событий.
Взять спорт. Появляются дневники спортсменов, тренеров, судей — проще говоря, участников событий. И тот взгляд изнутри, который дает дневник игрока, никак не менее ценен, чем классический репортаж. Анализ игры, тактики команд, расстановки, комплектования команд — все это, безусловно, интересно для тех, кто интересуется тем или иным видом спорта. Но, когда о том же самом рассказывает тренер команды, все это имеет большую ценность: ведь он точно в курсе селекционной политики, определения тактики и состава и так далее. Многостраничная дискуссия о том, ошибся ли судья, не стоит ломаного гроша в сравнении с его, допустим, личным признанием ошибки.
Основатель группы Vanguard (одна из крупнейших в СЩА компаний, управляющих активами) Джон Богль ведет свой дневник в сети, и это один из самых читаемых блогов о деньгах и личных инвестициях. Уверен, что, заведи свой сетевой дневник Стивен Дженнингс (основатель крупной инвестиционной группы «Ренессанс капитал», отошедший от каждодневного
оперативного управления группой), он бы пользовался не меньшим успехом. Не говоря уже о Рубене Варданяне (основатель «Тройки-диалога») или Олеге Вьюгине (бывший председатель финансового контролера ФСФР, ныне
глава МДМ-банка).
Свой дневник давно ведет депутат Государственной думы Александр Лебедев. Думаю, что скоро эта практика станет весьма распространенной в Думе, и даже удивительно, что сетевого представительства до сих пор нет у наиболее продвинутых чиновников, работающих в структурах исполнительной власти. Это ведь эффективная и при этом недорогая коммуникация. Убежден, что процесс вовлечения в блогосферу коснется и сферы культуры.
Теперь представим себе агрегированнвый продукт, состоящий из новостей и их интерпретаций от лиц, вовлеченных в процесс: чиновников, бизнесменов, спортсменов, деятелей культуры и так далее. Смогут ли традиционные газеты и журналы противопоставить что-то такому продукту? И если нет, то традиционной журналистике — по крайней мере новостной — придет конец: ее вытеснит союз коммуникаторов и агрегаторов.