Следующая волна интернет-бума в Европе будет вызвана приходом в сеть пожилых людей, пенсионеров, возрастной категории 60+. Соответственно, изменятся и требования к контенту. Мода на интерактивность уйдет, уступив место таким ценностям, как простота и поддержка пользователя.
Речь идет даже не столько о Европе в целом, сколько о Северной Европе, конкретно Скандинавии. И это делает прогноз об интернет-буме пожилых особенно интересным. Дело в том, что Скандинавия сегодня настоящий фронтир высоких технологий, в частности интернет-лидер Европы. То, что для интернет-Швеции (Дании, Норвегии) — сегодня или буквально завтра, для интернет-России — среднесрочная перспектива.
Интернет-пенетрация (проникновение) у наших северных соседей превышает 60% — то есть более чем 3 из 5 шведов, датчан и норвежцев подключены к сети и регулярно, ежедневно пользуются теми или иными сервисами. Это сильно выше среднего по Европе показателя, весьма круто по мировым меркам и натуральное «трудно-даже-представить» применительно к России. Как я понимаю,
при проникновении выше 60% интернет-аудитория в РФ уверенно превысит 100 млн человек против нынешних 25 млн.
Даже при сохранении галопирующих темпов роста последних лет (а, например, РОМИР считает, что в первом квартале 2007 года российская интернет-аудитория не выросла никак) мы достигнем таких рубежей и догоним Скандинавию через 5–7 лет. Хотя для передовой Москвы этот срок стоит поделить, наверное, на полтора, если не на два.
Сегодняшний бум интернета в России обеспечен в значительной степени студентами и тинейджерами, открывшими для себя новое пространство.
Помимо многочисленных прямых подтверждений — данных исследований сетевой аудитории — есть и косвенные.
Например, бум интернет-сообществ, блогов, наблюдаемый в последние годы в России. Считается — во всяком случае, в этом уверены скандинавские операторы, — что такие формы общения привлекательны главным образом для возрастной категории 18–30. Конечно, существуют и более старые блоггеры, чьи дневники даже популярнее, чем у молодых, но тенденции это не отменяет: дневники и сообщества — это для молодых.
Эта же категория пользователей (18–30) активно производит и потребляет user generated content — страницы, в создании которых могут принимать участие не только и даже не столько их собственники, а все читатели. Ярким примером такого рода является Wikipedia — энциклопедия, которая пишется абсолютно любыми пользователями сети.
Молодым нравится интерактивность. Концепция web 2.0, предписывающая современному сайту быть динамичным, иметь активный интерфейс, позволяющий пользователю структурировать продукт и участвовать в его создании, кажется, создана специально для них — для тех, кому до 30.
Так вот. В Скандинавии их время прошло. В том смысле, что вовсе не молодые будут двигателями роста интернет-аудитории в этом регионе. Их доля в приросте пользователей, по прогнозу обзора Total Scandinavian Market, выпущенному компанией Telenor, составит всего около 8%.
Двигателями интернет-прогресса станут, как это ни парадоксально звучит на первый взгляд, пожилые люди. Именно они обеспечат более половины прироста интернет-аудитории.
И этим пользователям в общем не слишком интересны блоги и сообщества, интерактивность и создаваемый (молодыми) пользователями контент. Кажется, что и сверхмодный web 2.0 как бы и не для них. Приоритеты пожилых — простота в использовании и поддержка пользователей. Впрочем, эта тенденция дойдет даже до Москвы через несколько лет. Куда актуальнее, как мне кажется, другая.
Почти 40% прироста аудитории в Скандинавии дадут люди от 30 до 60. Эта категория, как видно, не является главной движущей силой роста интернет-аудитории у наших северных соседей. Не думаю, что она станет таковой и в России, ведь почти все из категории 30–60 уже в сети.
Действительно, вслед за компьютерщиками пользователями интернета в России стали офисные работники, люди от 20 до 50, которые с годами естественно переросли в категорию 30–60. Их офисные интересы прекрасно обслуживает существующая интернет-среда: существует множество деловых сайтов и специализированных отраслевых ресурсов, существуют, наконец, сайты знакомств, на которых можно прекрасно убивать время до конца рабочего дня (средний клерк проводит на них почти 1 час в день).
Другое дело, что контента, посвященного их нерабочей активности, в русской сети не так много. Интернет-торговля все еще находится в зачаточном состоянии. Бум сайтов по персональным финансам еще впереди, хотя и это дело недалекого будущего. Есть ресурсы, посвященные поездкам, шопингу, образованию и детям в целом, здоровью, но, как правило, они построены на генерируемом пользователями контенте (если и вовсе не являются текстовой рекламой конкретных товаров или услуг).
Не этого ждет аудитория 30–60.
Им нужна качественный контент, если угодно, внятная экспертиза. Их не слишком интересует опыт других людей, они сами все попробовали и теперь хотят для своей семьи самого лучшего.
Еще одна цель этой аудитории — безопасность не только антивирусная или финансовая, но и технологии, позволяющие оградить детей от просмотра разного рода сомнительных ресурсов. Таковы, на мой взгляд, будут основные черты новой волны интернет-контента, принципы, если угодно, web 3.0.
Вслед за которой последует и web 4.0, интернет для пенсионеров, чьим девизом будет «будь проще», а также «помоги пользователю». Впрочем, это время наступит еще не скоро — актуальными эти девизы, на мой взгляд, станут году к 2015. Когда самые старшие из офисных работников второй половины 90-х начнут массово выходить на пенсию.