Конечно, Гитлер был кровавый палач, и Сталин тоже был кровавый палач. Вместе они погубили не менее 50 млн человек, из которых не менее 7 млн были евреи. Они, каждый по-своему, преследовали эту нацию, и не было евреям спасения.
Это международно признанный факт – преследование евреев по национальному принципу в 1930–1940 годах. У этого ужаса есть название – холокост, и весь мир со справедливым вниманием следит за тем, чтобы не допустить даже намека на новое преследование евреев.
Но у кровавых палачей Гитлера и Сталина были предшественники, по национальности турки. Эти хладнокровные люди примерно в начале Первой мировой войны решили, что армяне как-то слишком уж хорошо живут в молодой, недавно освободившейся от деспотии Турции. Партия победителей деспотии так и называлась – младотурки.
Некоторые армяне, действительно, жили неплохо. Они составляли финансовую и культурную элиту Турции, проектировали и строили дворцы для турецких молодых генералов, снабжали турецкую армию провиантом и оружием, ну и немного шпионили в пользу христианских держав, а главным образом просто жили по деревням и мелким городам, возделывая родную землю. Поскольку турецкой эта земля по армянским меркам стала недавно – лет за 500-700 до начала XX века, а армянской она была всегда.
Армян в Турции, на бывшей армянской территории, жило примерно миллиона три. Турки объявили всех их неблагонадежными и предложили, оставив хозяйство, переселиться в особые охраняемые районы, под открытое небо. Брать с собой почти ничего было нельзя, правда, турки обещали, что нуждаться армяне ни в чем не будут.
Армяне главным образом покорились этому повелению – тем более что тех, кто попытался возражать, турки просто поубивали. Есть, конечно, пример героического сопротивления: жители пяти деревень вокруг горы Муса-даг под руководством бывшего офицера турецкой армии, армянина по национальности, выдержали 40-дневную оборону и, потеряв почти две трети населения, спаслись на французских и английских кораблях.
Но эта волнующая история осталась в единственном экземпляре: среди армян было маловато воинов, главным образом многодетные крестьяне; им нечего было противопоставить турецким вооруженным силам.
1915 год – жуткий год для армянской нации. Со всей бывшей западной Армении турки собирали в большие резервации армян. Они шли пешком, старики ли, дети ли, беременные ли женщины; редко кому позволялись ослы; по дороге у них кончалась еда и вода, а есть и пить турки им не очень-то давали. Не приносило облегчения и место последнего пребывания: турки ревностно держали свое слово, и армяне ни в чем не нуждались.
Поскольку в чем же могут нуждаться покойники? Полтора миллиона, половина турецких армян, погибли при этом переселении. Армянские источники считают, что даже больше, не менее двух миллионов.
История эта разворачивалась на глазах у всего так называемого мирового сообщества. Германия, бывшая союзницей Турции в Первой мировой войне, даже предприняла некоторые дипломатические меры – например, пригрозила осудить кампанию по переселению армянской нации.
А Россия, незадолго до описываемых событий принявшая восточных армян под крыло (это теперь независимая страна Армения), чинила изрядные препоны для перемещения сбежавших от переселения армян через границу, хотя в войне Турция была России противник. Мало кому из западных армян удалось спастись в России.
Тут надо добавить, что армяне со времен Грибоедова были главными союзниками русских во всех их восточных делах; благодаря национальным особенностям и широкому распространению армян по Востоку они с немалой пользой послужили и тайной, и официальной политике Российской империи.
Интересно, что и сегодня уничтожение половины нации официально не признано мировым сообществом геноцидом. Пол Пот, истребивший всего-то треть камбоджийцев, военный преступник и кровавый палач; а младотурки, положившие половину армян, нет. Кажется, только Франция, где исторически очень сильна армянская диаспора, признала геноцид геноцидом. Ни США, ни ЕС, ни Россия не признали.
Когда в прошлом году в Брюсселе открылась выставка турецкой жизни, приуроченная к заявке Турции на вступление в ЕС, выставка, охватившая почти тысячу лет, армяне со всего мира были поражены: выяснилось, что их нации в истории турецкой земли нет. Ни в каком виде – ни в этническом, ни в культурном, ни в политическом, ни в религиозном.
В принципе логично: турки же стерли их с лица своей земли.