Вчера министр без министерства Владимир Зорин сказывал, что выявила прошлогодняя перепись населения. Зачем она в принципе нужна, вроде ясно: государство уясняет, кто и в каких количествах живет на его территории. Сведения требуются для будущей жизни: сколько, например, русскому народу требуется тюрем, больниц и школ, а следовательно, сколько придется выделить денег в бюджетах, как принято говорить, всех уровней.
Я пошел по этому логическому пути и сделал несколько звонков – в Министерство здравоохранения, Министерство образования и Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции. Вопрос у меня был один: как повлияют результаты переписи населения на строительные планы этих ведомств.
Министерство здравоохранения сообщило, что планы строительства и реконструкции больниц и поликлиник никак не зависят от того, что там насобирали государственные статистики, переписывая население. И еще вопрос, насколько у них точные данные. ГУИН пожаловалось на скученность в тюрьмах и лагерях и сказало, что, какими бы ни были результаты переписи, тюрьмы строить все равно надо: очень много народа сидит. Министерство образования удивилось вопросу: какая связь? причем тут перепись? Ничего корректировать оно не собирается, школы везде будут строиться, а кое-где – закрываться.
То есть никаких материальных последствий перепись – по крайней мере пока – не имеет.
Может быть, дело в политике? Может, это хитрый ход высокопоставленного интригана-чиновника, который заранее припасает неучтенные голоса, чтобы вбросить их в острый момент в пользу какой-нибудь партии, чтобы провести ее в Государственную думу, чтобы она послушно голосовала по разным законопроектам и писала депутатские запросы? Но Центральная избирательная комиссия сочла мой вопрос – как отразятся на ее работе итоги переписи – некорректным: население России ЦИКу известно с точностью до избирателя.
Тут я перестал понимать, зачем потрачены миллиарды рублей. Центризбирком всех давно посчитал, надо было просто взять у него эти данные и не городить новый огород. Тем более что перепись грешит по меньшей мере одной неточностью. Мать моих старших детей, у которой я по сю пору прописан, сообщила переписчикам сведения обо мне, в том числе что я русский; моя нынешняя девушка также информировала переписчиков, что я живу на белом свете — правда, будучи армянином; мой отец, зная, какой я неаккуратный человек, также все рассказал обо мне; то же на всякий случай – хуже-то не будет – сделала и моя 90-летняя бабушка. Таким образом, переписанных кириллов харатьянов по меньшей мере вчетверо больше, чем живущих.
А вот арташесов харатянов не переписано ни единого, потому что армянин Арташес Харатян приехал из Иджевана три года назад, а сейчас у него небольшой ресторанчик на Новорижском шоссе, живет он в собственной квартире в Строгине, недавно купил «Мазду», летом отдыхать ездит в Калифорнию, у него там богатая родня. По документам он нигде не проходит, переписываться он не стал: зачем, говорит Арташес, лишний наезд? Только отбился от санэпиднадзора, твою мать, как тяжела жизнь! Хочешь воспапур с ариштой?
И все-таки — несмотря на неприятности статистиков с харатьянами — данные переписи идут в дело. Например, в Москве: мэр этого города уверен, что у него 10,5 миллиона жителей, и именно из этого он будет исходить, планируя, например, строительство дорог. На самом же деле, считают демографы, в Москве не менее 15 миллионов жителей. Эти данные косвенно подтверждают представители национальных диаспор. Армяне, скажем, сообщают, что их в Москве точно больше миллиона, в то время как официальные данные состоят в том, что армян во всей России 1,1 млн; азербайджанцы совершенно уверены, что их в России больше 3 миллионов, из них 1,5 миллиона – в Москве, данные переписи говорят, что азербайджанцев всего-то 620 тысяч. Мэр явно понимает, что 10,5 миллиона гораздо дешевле городу, чем 15, но если он будет продолжать ориентироваться в своей работе на заниженные цифры, по Москве нельзя будет проехать даже в выходные дни.
Еврейское агентство «Сохнут» оценивает количество в России возможных репатриантов в 1,5 миллиона человек, переписчики нашли всего 230 тысяч евреев; если сказать на Дальнем Востоке, что в России 35 тысяч китайцев, там будут горько смеяться. Они там полагают, что скоро Приморский край надо будет переименовывать в Китайскую Республику.
Ерунда какая-то с этой переписью.