Российские власти заказали Басаева. Однажды на диком Западе помните? Вот-вот. Wanted Шамиль Басаев. Награда - $1 млн.
Кому угодно - хоть чеченцам, хоть нашим спецназовцам, хоть дьяволу. Хотят Басаева, как я понимаю, живым или мертвым, хотя формально сумма назначена за информацию о его местонахождении. Но это, полагаю, для проформы. Не объявлять же в открытую деньги за убийство.
Если же и впрямь объявляется награда за информацию о местонахождении гражданина России на территории все той же России, то это типичный пример транжирства - мало ли кто может придти или позвонить и сказать, что Басаев находится там-то. А проверить как? А если военные вместе со спецслужбами могут проверить где, то почему не могут обнаружить террориста без чужой помощи? Или, допустим, уже обнаружили, но рисковать готовы только за деньги. И вообще, если можно на Басаеве заработать миллион, то фигли его ловить на халяву.
Если же без миллиона ничего сделать нельзя, то наши хваленые спецслужбы расписываются в собственной беспомощности, предлагая за Басаева награду. Они этого делать не любят. Тут что-то не так.
На кого рассчитан миллион зеленых? На чеченцев, которые просили по два за заложников? Не получается. На бедных, которым опостылела война заодно с Басаевым? Возможно, но такой чеченец, если отважится выдать Шамиля, рискует не только своей жизнью, но жизнью всей своей родни. Достанут хоть из-под земли. Это Кавказ, там предательство наказуемо.
Нашим рэмбо с Басаевым справиться тоже непросто, причем по той же причине, по которой и в знаменитом одноименном фильме спецслужбы не могли справиться с героем Сталлоне: у Басаева наша же ГРУшная школа, он знает то же, что и те, кто призван за ним охотиться, только практикует это гораздо чаще.
Американцы не смогли убить Кастро, прекрасно зная его местонахождение и, полагаю, все привычки. Смею думать, что тот период деятельности ЦРУ остался позорным в истории США - по совокупности причин, в том числе и потому, что активное мероприятие не удалось. С тех пор все подобные действия должны быть санкционированы конгрессом. Последний готов закрыть глаза, если Саддам Хусейн погибнет при бомбежке, но не готов четко сформулировать разрешение спецслужбам: Убейте его!
Зато формулировку за информацию о местонахождении американцы практикуют. Она пришла на смену диким временам, когда в Америке предлагали деньги за голову. Американцы предложили за информацию о местонахождении бен Ладена $5 млн. Напомню, впрочем, что искали бена по всему миру, а не в самой Америке. Бен Ладен в порядке. Впрочем, как и Кастро, и Хусейн. Стоит задуматься об эффективности избранного пути. Зато израильтяне никаких наград не объявляют, но тихо и методично отправляют на тот свет всех, кто, по их мнению, заслужил возмездия.
Есть два варианта дальнейшего развития ситуации. Или Басаев будет нейтрализован в ближайшее время, и тогда это работа тех, кто вполне мог это сделать и без особого вознаграждения. Или он будет жив-здоров и на свободе, и тогда обещанную награду стоит рассматривать как очередную PR-акцию, призванную повысить и без того сильно возбужденный патриотический тонус населения, уже приравнявшего эту войну к борьбе с фашизмом, а также и без того сильно растущий политический рейтинг Путина. Спецслужбистского прошлого нашего премьер-министра вполне достаточно, чтобы использовать подобный пропагандистский прием. Подтянув одновременно и разрозненные силы деловых кругов, которые, как говорят, обеспечивают материальную базу этого эффектного жеста.
Почему-то в информации о тех, кто готов заплатить за поимку Басаева, фигурируют и некие иностранцы. Не думаю, что это Тэлботт, который завтра прилетает в Москву. Но вполне допускаю, что таким иностранцем может оказаться вездесущий Беджет Паколли или некто, чьи интересы столь же неразрывно связаны с нашей страной, а скорее с ее руководством. Впрочем, имена всех тех, кто скинулся, следовало бы хранить в строжайшей тайне. Это мы не можем найти Басаева, а Басаев или Хаттаб наших найдут, не сомневайтесь. Так что лучше никого не называть. Даже если вся эта история придумана для нас с вами. А тем более если Басаева постигнет участь Дудаева. Кстати, вы помните, какой был эффект от той спецоперации? Мы все еще воюем с Чечней.