Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Что такое хорошо

Обозреватель «Газеты.Ru»

Полагаю, что именно Адам Михник задал российскому президенту накануне визита в Польшу вопрос: «А какое место Сталина в истории России?» Владимир Путин счел вопрос провокационным, «даже не немножко».

Странное начало ответа. Почему вопрос иностранного журналиста даже не об отношении президента Путина к Сталину, а о месте одного из предшественников нынешнего президента в истории России, Путин счел провокационным? Какой намек он услышал в этом вопросе, что ему померещилось? Ответ был на уровне обыденного среднего сознания наших сограждан: Сталин был диктатор, но выиграл войну.

Ответ примитивный, но абсолютно политкорректный – с учетом собственного электорального большинства – того самого, для которого возвращение гимна СССР амортизирует неприятные ощущения от реформ Грефа.

Я неожиданно вспомнила, как меня припер к стене вопросом о Сталине Аугусто Пиночет. Я спросила его, как к нему будут относиться будущие поколения: как к диктатору и кровавому убийце или как к реформатору и гаранту чилийского экономического чуда. Старик ожил и очень бодро поинтересовался: «А как вы относитесь к Сталину?» Я лично относилась плохо. Он спросил, почему же. Я сказала, что он погубил огромное количество людей. «Вот видите, — как-то невесело согласился Пиночет. – А кто-то другой ответил бы, что он выиграл войну». Разнообразие в оценках роли Сталина самими русскими, видимо, в представлении Пиночета является некоей моделью отношения будущих поколений чилийцев к его собственной роли в истории страны. При этом, если верить его помощникам, Пиночет никогда не испытывал симпатии к личности Сталина.

Путин отверг сравнение Сталина с Иваном Грозным и Петром Первым, чей портрет висит в его кабинете. Он сравнил генералиссимуса с Тамерланом. Последнего, в отличие от Петра, «западником» не назовешь.

Интересно, что когда мы писали книгу, нам не пришло в голову задать Путину вопрос о его отношении к Сталину. Только один раз я спросила, не задавался ли он вопросом о бессмысленности порой, как стало понятно, огромных человеческих жертв в годы Великой отечественной войны, имея в виду в том числе берлинскую операцию. Он ответил, что война есть война и там некогда думать об ошибках, иначе ее никогда не выиграешь. Почему же мы не спросили его о Сталине? Может быть, потому, что не только нам, но и малоизвестному тогда еще Путину и во сне не снился рейтинг популярности, который как раз к моменту следующих президентских выборов, как я уже писала, вполне сравняется со сталинским.

Михнику тут бы в пандан к вопросу о Сталине спросить и про Катынь, но знаменитый диссидент был на сей раз очень, ну просто очень доброжелателен. Или же точно уловил, что даже если довольно абстрактный вопрос о Сталине вызвал подозрительную реакцию русского лидера, то что же последует в ответ на прямой вопрос, типа: «А не пора ли извиниться за катыньские расстрелы?»

Вопрос вполне по адресу. Путин работал в КГБ и известное время возглавлял ФСБ – правопреемника КГБ. Было бы даже что-то символичное, если бы именно этот президент России покаялся перед поляками в расстрелах НКВД-шниками польских офицеров, в которых мы долгое время совершенно цинично обвиняли немцев. Кстати, немцы еще тогда, во время войны, предложили «независимым наблюдателям» из швейцарского Красного креста приехать на место преступления и провести расследование. Редчайший случай, согласитесь.

Либерал Горбачев не нашел в себе силы признать вину России и всегда отрицал причастностью советских спецслужб к этому преступлению. Впрочем, он отрицал много совершенно очевидных исторических фактов. Нелюбимый народом Ельцин в 1992 году под угрожающие окрики коммунистов официально признал: «Было». И передал архивные документы полякам. Это было, безусловно, жестом раскаяния, но на вербальном уровне поляки от нас покаяния так и не услышали. Они считают, что пора.

Извинится ли Путин?

Пора. Это было бы не только более конкретным ответом на вопрос о роли Сталина в истории. Это означало бы, что несмотря на возвращение советского гимна, мы каким-то образом все же меняемся. А президент меняющейся России выше цеховой принадлежности. А если кому-то в народе признание наших ошибок поперек горла, то президент, как он говорил в том же интервью Михнику, постарается объяснить своему народу, что он сделал правильно. И ему поверят. Впрочем, если ему почему-то не захочется вербализировать раскаяние перед поляками, и он объяснит народу, что это правильно, то ему тоже поверят. Елки зеленые, так верили только Сталину, который также не пренебрегал возможностью объяснить народу, что такое хорошо и что такое плохо.

Новости и материалы
Власти Британии не станут запрещать Маску финансировать правую партию Фаража
В РФС отреагировали на фото игрока «Локомотива» с охоты: заяц не является в России «тотемным животным»
Пожар в Иркутской области локализовали
Авария парализовала движение на МКАД на востоке Москвы
Футбольному долголетию Дзюбы нашли объяснение
Путин запустил обходной маршрут на трассе М-12 в Башкирии
Депутат Рады раскрыл «рецепт» остановки конфликта на Украине за 24 часа
Экс-игрок сборной России назвал главное событие 2024 года в российском футболе
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Иркутске крупный пожар произошел в производственном здании
Все новости