Идея о подъеме престижа рабочих специальностей с помощью специально снятого кино сама по себе чудо как хороша. Сразу картина перед глазами встает: юношество, насмотревшееся правильных фильмов, вместо того чтобы ломиться в высшие учебные заведения, бодро пойдет в профессионально-технические училища овладевать, на радость государству и работодателям, специальностями, необходимыми для модернизации отечественной экономики.
Они бы, может, и так бы пошли, но не было у них перед глазами достойного примера. Не снимали в «лихие» 90-е правильных фильмов, наставляющих молодежь на путь истинный. А ведь именно в тот период, судя по тому, что говорили на последнем Госсовете, и произошел пагубный «перекос» в сторону высшего образования (в общем-то это объективный процесс: в России 90-х произошло то, что случилось в Западной Европе и США в 60–70 годы).
Чтобы исправить перекос, получается, надо помимо всего прочего снять хорошее и доходчивое кино. Дело за малым: деньги выделить и производство запустить. Был сериал «Школа» — снимут теми же силами сериал «Цех», стилистику можно не менять, актеров привлечь тех же, ну разве что укрепив состав парой-тройкой звезд.
Не грех будет вспомнить и фильмы прежних лет. Было вот, например, отличное кино 1956 года « В добрый час». Там сын большого ученого, вместо того чтобы поступать по блату в институт, бросил все и уехал в Сибирь овладевать рабочей специальностью и попутно искать себя. Отец поддерживает решение сына и в финальной сцене прощания велит ему не чураться самой тяжелой работы и произносит, глядя вслед уходящему поезду: «Пусть поищет, пусть поищет». Сиквелов тогда, к счастью, почти не снимали, и чем кончилось дело в итоге, нам неизвестно.
Переснять фильм «В добрый час» на современный лад с учетом новых обстоятельств совсем нетрудно. Большого ученого можно заменить на влиятельного государственного служащего, его сын должен променять Гарвард на профессионально-техническое училище, у выпускников которого есть отличная перспектива поработать в «Сколково». Может получиться и славно, и инновационно.
Если вспомнить советские времена, то государство прилагало немалые усилия, чтобы убедить своих юных граждан и их родителей в том, что рабочая специальность — это хорошо, а высшее образование – тоже неплохо, но можно и потом его получить. Однако, когда страна еще только вступала в период развитого социализма, любимая угроза учителей в адрес трудных подростков звучала примерно так: «Будешь плохо учиться — пойдешь не в 9 класс, а в ПТУ».
И дело тут вовсе не в дурном качестве пропаганды. Были и кинофильмы очень неплохие. Граждане их смотрели с удовольствием, но поступали по своему разумению. Не очень хотели рабочие, чтобы их дети шли по их стопам — лучше хоть какой, да институт, пусть завалящий, но инженер. И куда реалистичней выглядел снятый в 1978 году фильм «Баламут» про деревенского парня, который поехал в Москву за высшим образованием.
В последние 30 лет кино если и выполняет какую-то воспитательную роль, то совсем не так, как этого хотелось бы тем, кто делает социальный заказ.
В 1985 году была снята блистательная короткометражка «Давыдов и Голиаф» про то, как пионер-хорошист не дает слесарю, роль которого исполнял актер Алексей Петренко, украсть с завода мотор. Зрители душой, возможно, были с трогательным пионером, но умом – с умелым слесарем, который своими руками собрал мотор и хотел приспособить его для нужд личного подсобного хозяйства.
Снятые в превеликом изобилии в конце 80-х фильмы про ранее существовавшие в СССР отрицательные явления породили существенный интерес к носителям этих явлений.
Дальше больше.
12 лет назад начали свое победоносное шествие по телеканалам и концертным залам герои сериала «Менты». Молодые парни, работающие сегодня в милиции, наверняка следили в детстве за захватывающими приключениями Ларина, Дукалиса и Казанцева, благородных и неподкупных офицеров милиции, ежеминутно защищающих граждан от преступности. Все бы хорошо, но современная милиция (пока еще) мало напоминает сериал «Менты». А полиция (которая вскорости появится) тоже на кино похожа вряд ли будет.
Можно предположить, что сходная история случится и с сериалом с условным названием «Цех». Особенно если сразу после этого сериала будет идти другой – с условным названием «Как мы отдыхали на Лазурке».
Сейчас ведь и правда не 90-е годы, и поверить, что из слесарей можно сразу шагнуть в миллиардеры, может только очень наивный человек.