Когда вы последний раз перечитывали научные труды Сеймура Мартина Липсета? Давно? Очень зря, между прочим. Умный был ученый. Писал про богатство и демократию. Утверждал, что они – соотносятся. Утверждал, что чем богаче живет нация, тем она более стремится к демократии. Чем богаче государство, тем оно более способно «содержать» демократические институты, демократическую форму правления. Таковая, знаете ли, встает в копеечку. И получается, что свобода – это никакая не осознанная необходимость, как учил Маркс, а всего лишь роскошь. Даже где-то — блажь. Нега.
Впрочем, вы и сами, наверное, заметили – свободомыслие выходит ужасно дорого, практически не по карману. Что в семье, что в государстве. Тогда как авторитаризм и сатрапство – вещи в хозяйстве необременительные. Всего-то и расходов — на колючую проволоку.
Липсет, умный малый, написал свой вывод аж в 1959 году. Да кабы мы раньше-то знали! Уж мы бы нашли способ подешевле. Но мы – не знали. И многие не знали. Слушали все сказки про свободу и вольнодумие. Вдохновлялись, понимаешь, попусту. Устраивали политические катавасии. Во имя, разумеется, стремления к счастью, всеобщему братству и свободе. А в кошелек при этом не заглядывали. Мол, почем она, любезная, та свобода-то?
Так вот.
Еще двое умников решили Липсета проверить на калькуляторе. К сожалению, поздно уже – на дворе был 1997 год. Да и копались Адам Пршеворски и Фернандо Лимонджи довольно долго: пересчитывали среднедушевой доход во всех странах мира за 1950–1990 годы.
Получилось все в результате просто аж до холодного пота на спине. Ибо подсчеты выдали следующее. В странах, где по каким-либо причинам устанавливался демократический режим (выборы там всякие, свобода слова, оппозиция, многопартийность и прочие вольнодумные «излишества»), но среднегодовой доход на душу населения составлял не более 1500 долларов, такой демократический режим имел максимальную продолжительность жизни восемь лет.
С доходом от 1500 до 3000 долларов «продолжительность жизни» демократии возрастала до 18 лет. Свыше 6000 долларов среднедушевого дохода демократия становилась практически необратимой. От 3000 до 6000 – «переходный период»: либо туда, либо – сюда. Шанс, что в благополучных (от 6 «штук» и выше) странах сатрапство сменит свободу, равнялся 1 к 500.
Получается, увы, банальность, но в цифрах выглядит красиво: в богатых странах демократия бессмертна. К примеру, 32 наиболее старые демократических режима имеют среднедушевой доход (в сегодняшних долларах) около 9000. История демократического правления в этих странах (на всех) совокупно насчитывает 736 лет.
Есть и наоборот. Наблюдались 69 режимов – из тех, что много беднее, но пытались встать на путь, так сказать, свободы. 39 с него соскользнули. Либо безвозвратно, либо – до момента соответствующего обогащения. «Смертность» демократии составляет, таким образом, в небогатых странах 56%. Как цинично шутят в таких случаях эскулапы – больной перед смертью потел.
В России среднедушевой доход составляет много-много меньше «бессмертных» 6000 долларов.
«Отведенные» нам среднестатистические 18 лет истекают к 2008 году. Ну, плюс-минус три-четыре года. Что для истории в сущности — такой пустяк.
Автор – шеф-редактор газеты «Известия»