Смотреть и слушать Митника идут охотно, потом о нем много пишут и при этом IDC, как видите, поминают. Всем от этого хорошо. Еще, кстати, надо помянуть издательство «Открытые системы», это они организовывали московское IT-security-шоу с участием Митника.
На мероприятие я не пошел, и правильно сделал. Аудиозапись презентации и пресс-конференции получил и так, но ничего нового из нее не узнал ни об информационной безопасности, ни о том, как у нас проходят IT-прессухи; раннее мнение о Митнике (жулик, которого считают компьютерным гением) менять не собирался, да и вообще времени не было, чтобы на него посмотреть.
Но жизнь распорядилась по-своему.
Вечером субботы, 12 февраля, нелегкая журналистская судьба забросила меня в «Петров-Водкин», где ужинали Кевин и шестеро наших программистов (у заведения контракта с Митником, насколько мне известно, нет, ресторану просто повезло).
За пару часов до вечери мне позвонил глава Elcomsoft Саша Каталов (у компании нет деловых отношений ни с Кевином, ни со мной) с приглашением приехать тоже.
Согласился не раздумывая. В конце концов, рассудил я, это моя работа. Митник интересен публике, и мой долг состоит в том, чтобы этот интерес по мере сил удовлетворять.
Правда, тут же выяснилось, что Кевин журналистов не любит и приглашают меня отнюдь не на деловой ужин. Тогда я отдал себе отчет в том, что просто хочу познакомиться с известным миру человеком, и поехал.
Оказалось, что IDC не озаботилась как следует культурной программой пребывания заморского гостя. Митник какое-то время был предоставлен сам себе. Попытка самостоятельно передвигаться по русской столице ни к чему хорошему не привела. Московский таксист (неприятная все же публика, хуже хакеров) довез социального инженера от «Рэдиссон-Славянской» до Нового Арбата, это километра полтора, за $60. И если бы не приглашение Каталова, испуганный Кевин, скорее всего, провел бы субботний вечер в своем номере.
С Александром Каталовым Митника связывает история 2001 года. Тогда летом после выступления на DefCon (вполне официальная конференция, отнюдь не хакерский шабаш) в Лас-Вегасе прямо в номере гостиницы агенты ФБР арестовали сотрудника Elcomsoft, аспиранта МГТУ Дмитрия Склярова.
Митник, который в то время после освобождения был связан кучей всякого рода ограничений деятельности, в темных очках (чтобы не узнали) был среди тех, кто протестовал против ареста. Более того, он публично высказался в таком духе: ну, меня-то посадили за дело, а сейчас что же вы делаете, русский невиновен.
Это дорогого стоит. Митник, который находился под наблюдением полиции, рисковал тем, что срок отлучения от компьютеров и интернета будет продлен.
Существенное отличие биографий Митника и Склярова состоит в том, что невиновность Дмитрия и Elcomsoft присяжные единогласно подтвердили в окружном суде Сан-Хосе.
Странные это зэки, Митник и Скляров. Сидят рядом за столом. Не курят, не носят татуировки. Феня только техническая. Оба с большой похвалой отзываются об оклахомской пересыльной тюрьме, одобряя мягкость тамошних нравов.
В мои планы не входит пересказывать содержание беседы – застолье есть застолье, а то, что в нем участвовал всем известный человек, дела не меняет, и даже наоборот. Разве только вот что: мистер Митник с уважением отзывается о наших соотечественниках:
«В России люди умны и интеллектуальны. Те, с кем я общался, не задавали ни глупых, ни провокационных вопросов, а такое в других странах случается сплошь и рядом».
И это несмотря на подвиг московского таксиста. Что ж, искренне признаю, что и я изменил свое отношение к хакеру. Не знаю, каким он был 20 лет назад, но сейчас – адекватный и неглупый собеседник.
Вернемся к заголовку заметки. Настаиваю на том, что он точен до буквального. Это я пил водку, а Митник делал с ней что-то другое. Он подносил рюмку с очередным сортом нашего национального напитка к губам и принимал лабораторную дозу, после чего изредка спрашивал: «А что это было?» Впрочем, рюмку наливки (вишневой, если судить по цвету) главный хакер планеты все же осилил.
После конференции, где выступил Митник, на своем сайте mitnick.com.ru московская фанатка Кевина вывесила: «Я жутко устала и с трудом доползла до дома. День прошел интересно, и сбылась моя мечта идиота – увидеть Митника!»
Ну, что-то вроде того.