Неудача с запуском в Соединенных Штатах биржи медицинских страховок (в рамках реформы здравоохранения Obamacare) является вполне закономерной. Правильная идея, которая должна заставить страховые компании конкурировать и снижать цены на свои услуги, и правильное техническое решение, взятое из жизни, отнюдь не гарантируют успех в современном мире.
Дело в том, что между даже правильной идеей и ее использованием лежит разработка и реализация соответствующих технологических решений, которые с каждым годом становятся все более сложными. На аналогичные решения бизнес тратит годы и многие миллиарды долларов, хорошо понимая цену ошибок. Главный двигатель развития бизнеса – конкуренция – заставляет бегать быстрее, думать больше, нанимать более квалифицированный персонал, который к тому же имеет успешный опыт реализации схожих проектов.
А государствам, как выясняется, даже таким успешным и продвинутым, как США, до сих пор кажется, что чиновник может правильно сделать все, даже реализовать бизнес-проект. Хотя жизнь давно доказала обратное.
Уже много лет военное авиастроение заимствует технические решения у своего гражданского собрата, потому что никогда создатели военных самолетов не думали об экономии горючего. Развитие современной гражданской электроники привело к тому, что многие используемые в ней технологические элементы и решения в разы меньше, легче и долговечнее аналогичных решений, применяемых в военной промышленности. И не случайно сборку современных спутников гражданского назначения могут позволить себе маленькие лаборатории, использующие доступные на рынке комплектующие и не нуждающиеся в гигантских производственных площадях.
Иногда понимание новой реальности все-таки доходит до бюрократических голов. И появляются инициируемые и поддерживаемые государством проекты типа SpaceX, который, похоже, уже в обозримой перспективе сможет забрать на себя все запуски американских спутников. Потому что стоимость услуг этой компании оказывается ниже, чем стандартная стоимость в проектах NASA.
К сожалению, Россия может с лихвой похвастаться примерами неудачных проектов, но не может предъявить ни одного проекта удачного. Ответ на вопрос – почему? – лежит на поверхности. Потому что главной целью любого технологического проекта, инициируемого российским государством (даже если перед этим проектом и ставятся правильные цели), является распил бюджетных денег, а не достижение поставленных задач. Посмотрите.
Лет десять назад нашу страну обрадовали тем, что будет реализован проект «Электронная Россия» и в результате весь документооборот в государстве перейдет на безбумажную основу. Прошли годы, потрачены десятки миллиардов рублей. Проект успешно завершен, а воз остался на своем месте.
На смену «Электронной России» пришел портал «Госуслуги», перед которым поставили гораздо менее амбициозные задачи – всего лишь организовать прием заявок на оказание стандартных услуг и выдачу результатов. Цели меньшие, деньги, естественно, большие. Портал кое-как заработал, к нему даже начали привыкать, но государство вдруг передумало. Передумало и проект до завершения доводить – так, например, и не была реализована функция оплаты всех (!) платежей в пользу государства через этот портал. Так и не удалось реализовать и удобную для пользователя ЭЦП (электронно-цифровую подпись), действие которой бы не заканчивалось каждые 12 месяцев. Передумало и переводить общение с гражданами в «безналичную» форму – например, вернуло назад себе обязательную личную встречу при регистрации. А потом и вовсе заявило, что проект развиваться дальше не будет, а будет, напротив, еще более ограничен в своем функционале.
Поэтому, когда я теперь слышу о том, что российское государство решило выступить заказчиком при разработке операционной системы и интернет-поисковика, то мне сначала хочется смеяться, а потом – плакать.
Ведь на реализацию этих никому не нужных проектов, которые никто и не собирается коммерциализировать и все доходы которых строятся на выдаивании бюджетов (ГЛОНАСС – самый яркий пример), будут потрачены те деньги, которые государство собирает со всех нас в виде налогов. И для реализации которых оно, государство, сокращает расходы на образование, науку и здравоохранение.
Но второй Силиконовой долины может и не быть. А будет пустыня, унылая и безнадежная.