Новые возможности больших городов
Алюминий уже давно перестал быть металлом, используемым только в сверх-технологичных отраслях. Его физические свойства — легкость, прочность, хорошая электропроводность делают алюминий удобным материалом для использования в самых разных сферах. Где и как применяется этот металл — от самолетов и поездов до мостов и домашних радиаторов — в нашем материале.
close
Алюминий широко применяется в производстве современной отечественной техники для активного отдыха, включая велосипеды, снегоходы, квадроциклы. На сегодняшний день в стране выпускается первый в России снегоход «Ермак» с алюминиевой рамой и независимой рычажной подвеской из алюминиевого сплава. Также уже производится ряд компонентов для велосипедов из алюминия — например, ободья колеса, а квадроциклы компонуются отечественными алюминиевыми дисками и защитой днища
В 2017 году в Москве впервые в истории отечественного транспортного машиностроения на улицах стали циркулировать трамваи, интерьеры которых полностью выполнены из алюминия. Предполагается, что городской парк пополнится 300 трехсекционными трамваями «Витязь-М». Сегодня часть из них уже курсирует на нескольких маршрутах столицы, среди которых маршруты №7 и №9, проходящие по площади Тверская застава
Алюминий используется для изготовления кузовов железнодорожных вагонов уже более 50 лет, и спрос на металл в этом секторе в последние годы растет. За счет легкости, прочности, высокой пластичности и коррозионной стойкости алюминиевые сплавы востребованы для строительства как грузовых, так и пассажирских вагонов. В последние годы в нашей стране появилось немало алюминиевых поездов — хорошо известные «Сапсаны», «Ласточки», «Стрижи», «Аллегро». Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань может придать новый импульс росту потребления отечественных алюминиевых деталей
Алюминиевые окна отличаются от пластиковых и деревянных долговечностью, легкостью, низкой звуко- и водопроницаемостью, пожаробезопасностью. Алюминиевые профили имеют специальный термоизолирующий мост и могут использоваться в любых условиях. Прежде всего, такие окна отличает высокая атмосферостойкость и надежность: алюминий устойчив к ультрафиолету, не подвержен влиянию влажности и не поддается коррозии, окна из него имеют высокий класс по защите от сквозняков и атмосферных осадков. Они устойчивы к различным климатическим воздействиям, ветровым нагрузкам в многоэтажных домах (выше 20-го этажа), перепаду температур. Срок службы основного элемента оконного блока – рамы – более 80 лет
В 2017 году было снято ограничение на использование алюминиевых сплавов в проводке зданий, действовавшее более 20 лет. По своим эксплуатационным характеристикам кабели с токопроводящими жилами из алюминиевых сплавов 8000 серии не уступают традиционно применяемым проводам с медными жилами, они в зависимости от сечения токопроводящих жил до 2,5 раз ниже по стоимости, легче до 70%. Они обеспечивают высокий уровень пожарной безопасности — в том числе за счет изоляции из полимерных композиций, не содержащих галогенов и не распространяющих горение
Алюминий широко используется в судостроении. Из него изготовляют корпуса и палубные надстройки кораблей, внутренние переборки. Современное судостроение потребляет разнообразную гамму алюминиевых полуфабрикатов — листы, профили, прутки, трубы. Применение алюминия позволяет уменьшить массу судна до 50%, одновременно повысив его скорость, маневренность и грузоподъемность. В 1960-х из алюминиево-магниевого сплава стали изготавливать надстройки и корпуса яхт, позднее — скоростные катамараны для перевозки пассажиров. После распада СССР их производство прервалось более чем на 20 лет. Лишь в октябре 2017 года было спущено на воду головное судно на подводных крыльях серии «Комета 120М», предназначенное для перевозки пассажиров в прибрежной морской зоне. В конструкции судна применен алюминий. Недавно специалисты «Русала» разработали скандийсодержащие сплавы для судостроительной отрасли
Металлоёмкость алюминиевого моста по сравнению со сталью в 2,5 раза меньше. Это и позволяет создавать несущие конструкции из алюминиевых сплавов, сопоставимые по стоимости и конкурентоспособные по техническим характеристикам по сравнению со стальными аналогами. Например, в Красноярске к Универсиаде-2019 построят два моста. География распространения мостов из алюминиевых сплавов самая обширная — Западная и Северная Европа доминируют по числу построенных сооружений, следом идут Китай, Канада, Арабские Эмираты, Катар. В России ими уже пользуются жители Москвы и Нижегородской области
Номенклатура изготавливаемых из алюминия деталей для автомобилей расширяется с каждым годом: блоки цилиндров и радиаторы систем охлаждения двигателей, корпуса трансмиссий, колесные диски, двери, капоты, пространственные рамы и пр. И если сейчас суммарный вес алюминиевых деталей в автомобиле — 180-185 кг, то через десять лет он может превысить 250 кг
Но уровень потребления алюминия в российском автопроме до сих пор существенно ниже, чем в зарубежном: у нас из него делают в основном литье и колесные диски. Отечественные производители алюминиевых дисков для легковых автомобилей поставляют свою продукцию не только в Россию, но и за рубеж, в том числе таким компаниям, как Ford Motor Company, Alcar, Momo Srl.
Основными направлениями расширения применения алюминия в авиации в настоящее время являются создание производства новых сплавов, внедрение аддитивных и сварочных технологий изготовления фюзеляжа, локализация производства иностранных компонентов и систем. В настоящее время в России уже реализуется ряд перспективных проектов, направленных на увеличение потребления алюминия в авиастроении. Среди них – создание производства авиационных кресел и контейнеров, фольги для авиационных теплообменников, алюминиевых дисков колес для лайнера МС-21
Черепица из окрашенного алюминиевого проката — материал, из которого можно легко и быстро сделать крышу для любого дома. У нее высокая удельная прочность, малый вес, устойчивость к резким колебаниям температуры, высокая коррозионная стойкость (примерно в 25 раз выше, чем сталь). По оценкам Алюминиевой Ассоциации, потенциальная емкость рынка алюминиевой черепицы в России может достигать 19 тыс. тонн в год
В 2018 году в сегменте строительства ожидается 5% рост. Основным трендом прошедшего года стало более частое применение алюминиевых решений при реализации разнообразных строительных проектов. В рамках программы реновации в Москве, рассчитанной на 15 лет, планируется ввод 20 млн кв. м новой жилой площади, в строительстве которых могли бы быть востребованными и алюминиевые радиаторы, которые отличаются более высокой теплоотдачей, нежели их чугунные аналоги