Безопасность работников шахт и повышение уровня добычи в них – малосовместимые и фактически взаимоисключающие понятия. Об этом сообщил «Газете.Ru» аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев на фоне обсуждении трагедии на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области.
«При существующем положении вещей, как показывает авария на «Листвяжной», задачи обеспечения безопасности шахтеров и увеличения объемов добычи противоречат друг другу. Совместить их могут более совершенные технологии добычи и безопасности, однако такое переоснащение шахт обойдется слишком дорого владельцам, кем бы они в итоге не оказались», — сказал эксперт.
Ранее депутат Госдумы от Кузбасса Николай Новичков предложил национализировать угольные шахты в качестве одной из мер повышения безопасности на них. По словам парламентария, после возвращения добывающих разрезов в собственность государства можно будет привлекать к управлению ими частные компании. Однако допускать к угольной промышленности менеджеров, при которых уже происходили аварии, не следует.
По мнению Калачева, ни Госдума, ни Минэнерго, ни Генпрокуратура не смогут принудить собственников и руководство шахт принимать необходимые меры для обеспечения безопасности шахтеров.
«Отрасль большая, за всем не уследишь. Это могли бы сделать сами шахтеры, будь они организованной силой, тогда бы и вмешательства государства не понадобилось. Как известно, шахтерские профсоюзы исторически были самыми сильными в мире. Однако разрешить сильные независимые профсоюзы в России вместо существующих управляемых и по сути бюрократических профсоюзный структур – на это сейчас никто не пойдет», — считает аналитик «Финам».
Калачев уверен, что идея национализировать шахты – популистская. «То, что государственный чиновник окажется более эффективным управленцем, чем частный собственник – это, мягко говоря, исторически не доказано, а доказано прямо противоположное», — говорит эксперт. Он также напомнил, что в других странах шахты национализировали для сохранения рабочих мест, когда они становились убыточными. Если прибыльность возвращалась, то предприятия снова приватизировали.
Авария на «Листвяжной» произошла 25 ноября. В результате взрыва скопившегося метана погиб 51 человек, из которых шестеро – спасатели. Еще 106 человек пострадали. Предварительное расследование показало, что руководство шахты игнорировало требования безопасности. Изначально были арестованы директор «Листвяжной» Сергей Махраков, его заместитель Андрей Молостов и другие сотрудники производства.
15 декабря суд взял под арест одного из владельцев материнской компании «СДС-Уголь» Михаила Федяева. Его обвиняют в злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК), а топ-менеджеры компании проходят по статье о нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 217 УК РФ). Никто из них свою вину не признает.