Роспатент – структура, в принципе не соответствующая требованиям, которые бизнес ей предъявляет, считает вице-президент, член правления и председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Вдовин.
«Принято считать, что РСПП – это крупный бизнес, но это не совсем так. Это и крупный, и средний, и даже малый бизнес. С одной стороны, мы понимаем, какие проблемы есть у бизнеса в отношениях с цифровыми технологиями, а с другой, государство абсолютно не реагирует на вызовы, которые существуют. В первую очередь, это Роспатент – структура, в принципе не соответствующая требованиям, которые бизнес ей предъявляет. Идея IPChain отличная. Все, что происходит сейчас в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, это новорожденное дитя, которое требует развития и внимательного отношения. Я думаю, если правильно выстроить работу, то можно достигнуть результатов в каждом направлении, куда приходят цифровые технологии. Свои интересы нужно защищать в ежедневном режиме», – заявил Вдовин.
Патент – это средство ограничения конкуренции, а ограничивать конкуренцию на рынке нужно в одном случае – если вы собираетесь на этом рынке конкурировать, заявил в интервью «Газете.Ru» омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.
«Поскольку американские и европейские компании с российского рынка уходят из-за санкций, непонятно, зачем патентовать что-то на рынке, на котором они ничего не собираются делать. Отмечается падение иностранных заявок очень существенное, — отметил Семенов. — Наши российские товарищи патентовали всякие вечные двигатели и прочее. А вот иностранцы патентовали серьезные вещи типа фармацевтических субстанций и лекарств».
Есть и еще одна проблема: российская патентная система не пользуется высоким доверием, подчеркнул эксперт.
«Когда Роспатент выносит решение о регистрации чего бы то ни было – это решение утверждается руководителем. В вот когда кто-то оспаривает этот патент, он приходит в Палату по патентным спорам. И дальше начинается проблема конфликта интересов. А затем решение Палаты опять попадает на подпись к главе Роспатенту, который нередко не подписывает отказ в утверждении своего же документа, а отправляет патент на рассмотрение комиссией уже в ином составе», — констатировал Семенов.
В свою очередь, операционный директор «Онлайн-патент» Алина Акиншина рассказала, как существующая практика препятствует возникновению рынка нематериальных активов и какие технические проблемы есть на пути к его формированию.
«Во-первых, найти правообладателя обычно бывает очень сложно. Возьмем рынок товарных знаков — в России их сейчас около 426. Потребность в поиске товарного знака может возникать, к примеру, в связи с выходом нового бренда на рынок. В реестре часто хранятся старые адреса. Это затрудняет совершение сделок. Во-вторых, правообладателя бывает сложно идентифицировать. В нашей практике были случаи, когда по одному и тому же юридическому лицу были разные названия. В-третьих, правообладателя иногда просто нет. У нас реестры ведомств не синхронизированы, поэтому потенциальные покупатели вынуждены искать факт ликвидации объекта самостоятельно», — заявила эксперт.