В 2017 году при поддержке Алюминиевой ассоциации был реализован ряд значимых проектов и инициатив, которые открывают широкие перспективы для качественного скачка в развитии отечественной промышленности и новых направлений применения алюминия.
Мощный импульс укреплению позиций крылатого металла на внутреннем рынке придал утвержденный премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым «План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016-2017 годы». Так как значительную долю в импорте алюминия занимает продукция с добавленной стоимостью, то именно на развитии производственных мощностей и компетенций в этих направлениях внутри страны была сфокусирована работа членов Алюминиевой ассоциации, которая будет продолжена в 2018 году.
1) Спустя почти 20 лет с момента запрета Министерство энергетики РФ разрешило использование алюминиевых сплавов в электропроводке зданий и сооружений. Эксперты называют это решение прорывным для отрасли: открываются новые масштабные перспективы применения крылатого металла, новые рынки сбыта, которые до сих пор сдерживались устаревшими ограничениями. В России уже освоено производство алюминиевых сплавов 8030 и 8176, а выпуск кабелей налажен на двух отечественных предприятиях: «Иркутсккабель» и «Камский кабель». Продукция прошла всестороннюю проверку в соответствии с действующими методиками испытаний с привлечением специалистов ассоциации «Росэлектромонтаж» и НИИ противопожарной обороны МЧС России. Новые кабели обеспечивают высокий уровень пожарной безопасности, в том числе, за счет изоляции из полимерных композиций, не содержащих галогенов и не распространяющих горение.
2) По итогам длительной работы по обеспечению защиты российского рынка от недоброкачественных импортных алюминиевых колесных дисков, проводимой с участием всех участников отрасли, был разработан проект постановления Правительства РФ «О лицензировании импорта колес из алюминия», который уже получил межведомственное одобрение. Его принятие обеспечит мощный заслон ввозимой фальсифицированной продукции.
3) Летом в Нижегородской области был успешно реализован пилотный проект по строительству и установке первых в современной истории России алюминиевых мостов, а уже осенью началась практическая фаза работ по созданию свода правил «Мосты из алюминиевых сплавов. Пролетные строения», который станет национальным стандартом в сфере проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации мостов из крылатого металла. Для этого на базе Московского государственного строительного университета ведутся испытания алюминиевого моста в натуральную величину.
4) В Москве начали курсировать трамваи, интерьеры которых впервые в России целиком выполнены из алюминия. Всего в рамках проекта будет поставлен алюминий для производства интерьеров 300 трамваев. Это крупнейший в мире контракт на закупку трамваев для транспортной системы одного города.
5) Инновационный вагон-хоппер из алюминия в феврале прошел сертификацию в РФ. Проект вагона (модель 19-1244) был разработан РУСАЛом совместно с вагоностроительной компанией «РМ Рейл» и «Арконик СМЗ» и предназначен для перевозки более 50 видов сыпучих грузов. Право на его серийный выпуск «РМ Рейл» получил в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза. Алюминиевый вагон-хоппер обладает целым набором уникальных характеристик по сравнению с аналогами: коррозийная стойкость, более высокая грузоподъемность (превышает аналоги на 3-9 тонн и составляет 79 тонн), срок службы – 32 года, больше на 6 лет. Благодаря балансу между этими характеристиками экономия на перевозку одной тонны груза в среднем составляет до 10%. В настоящее время опытные партии алюминиевых вагонов проходят подконтрольную эксплуатацию, а также продолжается работа над разработкой других видов подвижного состава из инновационных алюминиевых сплавов.