На ВЭФ на закрытой сессии представители компаний FESCO, ОСК, Совкомфлота, «Норникеля» и ряда китайских компаний пришли к выводу, что для развития Северного морского пути (СМП) нужны льготные тарифы и новые ледокольные суда.
«Сейчас объем грузоперевозок по трассам СМП не превышает 4 млн т в год. Для сравнения, в 2014 году объем перевезенных по Севморпути грузов составил 60% от значения 1987 года, когда было перевезено 6,58 млн т грузов», — сказал директор федеральных и региональных программ «Норникеля» Дмитрий Пристансков.
Спад грузооборота вызван снижением инвестиций. Среди прочих проблем — отсутствие инфраструктуры, спасательной техники, а также монополия «Атомфлота» (для прохождения через льды суднам требуется проводник).
«Нужно увеличивать количество судов ледового класса, а это потребует федерального финансирования. Одно такое судно обойдется от $80 млн», — уточнил Пристансков.
По его словам, сейчас стоит задача увеличить грузооборот СМП до 64 млн т. «Для сравнения, 14 из 20 крупнейших портов мира находятся на линии Южного морского пути. Грузооборот каждого из них от 200 до 700 млн т. У нас из 71 портов МСП грузооборот 66 не превышает 100 тыс. т. Часть из них вообще не функционирует», — отметил Пристансков.
По мнению участников встречи, привлечь иностранных операторов можно за счет снижения тарифов.