Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в НК «Альянс») в течение трех суток может полностью остановить производство из-за невозможности подвоза сырья и вывоза мазута по железной дороге, что приведет к срыву обеспечения Дальневосточного региона моторным топливом, сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Причина возможной остановки — предписание Ространснадзора от 5 мая о запрете перевозки в вагонах-цистернах грузов, не входящих в перечень, разрешенный заводом-изготовителем. Такая информация содержится в письме НК «Альянс» в адрес и. о. министра энергетики России Сергея Шматко от 15 мая.
Глава пресс-службы НК «Альянс» («дочка» Alliance Oil Company) Андрей Румянцев сообщил, что на Хабаровском НПЗ компании во вторник вынужденно была остановлена установка первичной переработки нефти. В результате объем переработки на НПЗ 16 мая сокращен более чем на 50% — с 11,2–11,3 тыс. тонн до 5,1 тыс. тонн в сутки.
Хабаровский НПЗ снабжается нефтью только по железной дороге. В условиях существующей ж/д инфраструктуры на станции Хабаровск-1 завод традиционно отгружал мазут в цистерны, которые используются после слива нефти, других вариантов вывоза мазута с Хабаровского НПЗ нет. Предписание Ространснадзора сделало невозможными сдвоенные операции.
Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что в результате предписания Ространснадзора из эксплуатации выведено 60 тысяч цистерн. Из-за проблем, связанных с подвозкой сырья по железной дороге, трудности могут возникнуть у Комсомольского, Новокуйбышевского и Уфимского НПЗ. В частности, по его данным, на Комсомольский НПЗ уже недопоставлено 80 тысяч тонн нефти. Кроме того, все заводы, скорее всего, столкнутся с трудностями по отгрузке мазута.
Ужесточить требования Ространснадзор решил после ряда крупных аварий на железной дороге. Последний инцидент произошел в конце января, когда в Амурской области с рельсов сошли 7 цистерн с нефтью.