В среду РАО «ЕЭС России» официально объявило о завершении сделки с «Интерросом». Заплатив за 22,43% акций «Силовых машин» $101,4 млн, энергохолдинг увеличил свою долю в компании до 25% + 1 акция. Сделка финансируется за счет кредита Внешторгбанка.
По условиям отдельного соглашения кроме блокпакета РАО также получит в доверительное управление до 2007 года еще 30,41% акций, принадлежащих «Интерросу».
Таким образом, по крайней мере через год компания Анатолия Чубайса сможет управлять и голосовать контрольным пакетом акций «Силовых машин».
Сделка с РАО ЕЭС уже третья попытка «Интерроса» продать контрольный пакет акций «Силовых машин». Два года назад, в конце 2003 года, холдинг начал переговоры с «Объединенными машиностроительным заводами» Кахи Бендукидзе о слиянии двух флагманов российского машиностроения. Но уже летом 2004 года стало известно, что Владимир Потанин подыскал более именитых партнеров для своего актива — немецкий концерн Siemens. Но, как и в случае с ОМЗ, от немецкого варианта пришлось отказаться.
В апреле Федеральная антимонопольная служба, которая больше полугода рассматривала заявку Siemens, отказалась ее удовлетворять «в связи с тем, что реализация данной сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования». Энергетическое машиностроение было признано стратегической для России отраслью, в которой иностранцам не нашлось места.
С тех пор руководство «Интерроса» стало настоятельно рекомендовать чиновникам поучаствовать в капитале «Силовых машин», иначе стратегическая отрасль могла остаться без необходимого финансирования. Сделка с РАО ЕЭС, которое считается основным заказчиком машиностроительной компании, стала своеобразным компромиссом государства и частного холдинга, пытавшегося продать долю в компании.
«Интеррос» — финансовый инвестор, главная цель которого заключается в получении прибыли, поэтому нет ничего удивительного, что на протяжении последних двух лет они искали инвестора, — говорит Вячеслав Смолянинов, аналитик финансовой корпорации «Уралсиб». — После покупки разрозненных активов и консолидации «Силовых машин» «Интеррос», который не собирался стратегически заниматься энергомашиностроением, продал акции объединенной компании».
В «Интерросе» демонстрируют удовлетворение окончанием сделки. «Это оптимальная схема, которая позволяет на паритетных началах выстраивать совместное стратегическое развитие компании, — говорит Нина Деменцова, официальный представитель холдинга. —
Но, учитывая, что немецкой Siemens «Интеррос» пытался продать все свои акции в «Силовых машинах», эксперты рынка предполагает, что холдинг не отказался бы от аналогичной схемы сделки с РАО, но покупатель решил иначе».
Деменцова отказалась комментировать дальнейшие действия относительно акций, попавших в доверительное управление РАО, а также блокпакета, который по-прежнему принадлежит «Интерросу». Но этими долями по-прежнему интересуются другие компании — та же Siemens, которая, по неофициальной информации, уже заручилась поддержкой правительства (на покупку 25,1%), и компания «Русские машины», входящая в «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
«Нам представляется интересным приобрести блокпакет «Силовых машин», — заявила «Газете.Ru» Елена Матвеева, директор по коммуникациям «Русских машин». Интерес компания проявляет уже больше года, но до сих пор никаких конкретных переговоров о продаже не вела, утверждает Матвеева.