Горьковский автозавод прекращает выпуск автомобилей «Волга» и больше не будет разрабатывать собственную модель легкового автомобиля. Об отказе от советского прошлого заявил Олег Дерипаска, владелец холдинга «Базовый элемент», который контролирует ГАЗ. Эксперты уверены, что и другие отечественные производители откажутся от выпуска легковых автомобилей.
По словам Олега Дерипаски, «Волга» больше не соответствует требованиям времени.
Поэтому акционеры ГАЗа приняли решение, чтобы в «в дальнейшем завод сосредоточился на выпуске коммерческого транспорта — «Газелей», «Соболей», грузовиков и автобусов». А «Волги» за 2 года полностью сойдут с конвейера. Всего в реорганизацию завода, которая рассчитана на 5 лет, вложено $150 млн. Она предполагает «концентрацию капитала и технологий, улучшение менеджмента и качества производства».
Справедливость доводов Олега Дерипаски подтверждают независимые аналитики.
Согласно исследованию международной консалтинговой компании Interbrand Group, бренд «ГАЗель» оценивается в $27 млн, «Волга» в три раза дешевле — в $9 млн.
Тем не менее, руководство ГАЗа до последнего времени не решалось прекратить выпуск легендарных «Волг», которые стали символом завода и показателем благополучия в Советском Союзе. Летом менеджмент ГАЗа даже объявил о планах модернизировать автомобили этой марки до 2007-2008 года, чтобы потом поставить на конвейер новую модель. По неофициальной информации, на заводе обсуждались проекты по разработке новой «Волги» ГАЗ-3115, но дальше испытаний дело не дошло.
Олег Дерипаска не исключил, что ГАЗ по-прежнему будет выпускать легковые автомобили, но уже не собственного производства — речь идет о сборке иностранных автомобилей или их компонентов.
Пессимистическое отношение владельца «Базэла» к перспективам российского автопрома подтверждается статистическими данными. Согласно исследованию «АСМ-Холдинг», за первую половину 2005 года российские производители легковушек снизили продажи в России до 380 тыс. штук (на 13% по сравнению с аналогичном периодом 2004 года). А продажи иностранных автомобилей (импорт новых и подержанных автомобилей, а также иномарки российской сборки), наоборот, выросли с 253 тыс. до 389 тыс.
Из-за провала в сфере продаж российские производители вынуждены сокращать производство. Так, в первом полугодии 2005 года «АвтоВАЗ» выпустил на 4% меньше легковых автомобилей (по сравнению с первым полугодием 2004 года), ГАЗ — на 29%, УАЗ — на 31%, «ИжАвто» — вообще на 49%. В целом за этот период российские производители выпустили на 50 тыс. меньше автомобилей.
«Очевидно, Олег Дерипаска как неплохой стратег осознал отсутствие перспективности выпуска российских моделей. Хотя потребительский спрос на легковые машины с каждым годом растет, с ростом доходов населения он перераспределяется в более дорогие и качественные сегменты, — отмечает Игорь Кокорев, начальник аналитического отдела ИК «Проспект». — В то же время «Базэл» принял принципиальное решение сосредоточиться на выпуске «Газелей» — здесь отечественному автопрому по-прежнему удается успешно конкурировать».
За прошлый год ГАЗ продал 56,8 тыс. «Волг», за три квартала текущего — около 40 тыс. Дотянуть до объема продаж в 60 тыс. ГАЗу в этом году не удастся, считает аналитик компании AG Asset Management Александр Агибалов. «Волга» жила главным образом благодаря модернизациям, — говорит эксперт, — и для продолжения ее существования необходимо было сделать совершенно новый автомобиль».