На заседании комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Яшин в очередной раз посетовал на ярлык «монополиста», который по-прежнему приклеен к холдингу «Связьинвест» и накладывает на него множество обязательств. Самым неприятным из таких обязательств является регулирование тарифов со стороны государства.
Между тем, по словам Яшина, с тех пор как в 1995 году было введено госрегулирование естественных монополий, ситуация на рынке телекоммуникаций существенно изменилась. «Существует стереотип, что оператор фиксированной связи «Связьинвест» — единственный монополист на рынке услуг связи, — заметил Яшин. — Это далеко не всегда соответствует действительности».
«Бесспорным является то, что конкуренция развивается неравномерно и на ряде территорий страны услуги связи оказывает всего лишь один оператор фиксированной связи. Но на высокодоходных территориях (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники) конкуренция очень высокая, и к таким территориям не могут применяться методы регулирования, которые существуют в России на сегодняшний день», — сказал Яшин.
«Связьинвест» предлагает отказаться от такого «дискриминационного отношения» к своим компаниям и создать закон, который бы предполагал «периодический» анализ, насколько высок уровень конкуренции на рынках различных регионов и подлежат ли они регулированию.
«Мы давно говорили, что де-факто компании «Связьинвеста» далеко не всюду являются монополистами. Но толчком к более активным действиям по изменению законодательного поля послужило принятие в этом году законопроектов, которые регулируют взаиморасчеты между операторами, — заявила «Газете.Ru» Юлия Соколенко, директор департамента по связям с инвесторами «Связьинвеста». —
Получается, что наши тарифы теперь регулируются дважды — на межоператорском уровне и на уровне конечных пользователей, что, по нашему мнению, не совсем правильно».
Под «активными действиями» Соколенко подразумевает формирование рабочей группы, которая займется «изучением состояния рынка услуг связи и подготовкой предложений по совершенствованию регулирования естественных монополий в сфере услуг связи». Такое решение было принято по итогам заседания в Госдуме. Предполагается, что эта группа, в которую помимо членов комитета по энергетике, транспорту и связи войдут представители Мининформсвязи, Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и других заинтересованных ведомств, избавит некоторые компании «Связьинвеста» от ярлыка «монополиста».
«Дискриминировать традиционных операторов по вопросам ценообразования несовременно», — поддерживает идею Яшина замминистра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев. По его словам, Мининформсвязи ставит своей целью в ближайшие несколько лет полностью отказаться от регулирования тарифов так называемых естественных монополий для конечных пользователей. «Мы будем продолжать работать в этом направлении и рассчитываем на поддержку в этом вопросе депутатов Госдумы и Совета федерации», — подчеркивает замминистра.
Но, несмотря на поддержку Мининформсвязи, представители ФАС и ФСТ не спешат идти навстречу «Связьинвесту».
«Они пока просто не готовы отказаться от стереотипов и не прислушиваются к нашим предложениям», — жалуются на это в холдинге.
Но позицию ФАС и ФСТ поддерживают и другие участники рынка — альтернативные операторы, которые считают, что тарифы их главного конкурента по-прежнему должны регулироваться.
«Я согласен, что в тех регионах, где у «Связьинвеста» реально нет монопольного положения, госрегулирование должно быть отменено, но таких регионов единицы, — полагает Александр Малис, вице-президент московской «Корбина-Телеком». —
Несмотря на прописанность законодательной базы, компании госхолдинга продолжают пользоваться своим монопольным положением на рынке — например, не предоставляют нам недискриминационный доступ в свои сети, все обязаны им платить за присоединение.
Поэтому в целом отмену регулирования тарифов я считаю нелогичным шагом».
А телекоммуникационные аналитики добавляют, что «Связьинвест» запоздал со своими антимонопольными предложениями. «Кончено, в крупных городах действует жесткая конкуренция. Например, в Москве на традиционного оператора МГТС приходится 45% объема фиксированного трафика, остальное достается альтернативным операторам, — говорит Елена Баженова, аналитик компании «Атон». — Но даже отмена регулирования в таких регионах сейчас уже не позволит сильно подправить финансовое положение госкомпаний — конкуренция со стороны мобильных операторов очень сильная, поэтому они не решатся значительно повышать тарифы, чтобы не растерять клиентов».