Пока условное название интернет-магазина Rambler — «Гипермаркет Rambler». Адрес сайта, на котором будет работать магазин, не утвержден. На торговой площадке будет представлено 250 тыс. товаров в 11 потребительских категориях.
По мнению экспертов рынка, сейчас наиболее успешный проект электронной торговли в России — это интернет-магазин Ozon. «Этот проект будет главным соперником Rambler, — считает руководитель аналитического отдела компании «Проспект» Игорь Кокорев. — Сейчас этот рынок актуален. Любой бизнес, который растет на десятки процентов в год и имеет хорошие перспективы, интересен для инвесторов».
По мнению эксперта, Rambler сконцентрируется на торговле книгами и дисками с музыкальными и видеозаписями. «Это наиболее динамично развивающийся сектор электронной торговли», — поясняет Игорь Кокорев.
Конкуренты Rambler пока не планируют выходить на рынок сетевой торговли. Как рассказали «Газете.Ru» в компании Yandex, «интернет-магазина под названием Yandex ожидать не стоит, так как у компании другая миссия».
«Сейчас для того, чтобы магазин был успешен, надо создать ему имя, которому бы верила аудитория – что именно этот магазин доставляет «что надо», «когда надо» и «куда надо», — пояснил пресс-секретарь Yandex Михаил Ушаков. — Для успешного развития магазины должны предоставлять пользователям определенный набор информации. Среди важных для аудитории критериев – наличие товара на складе магазина».
Перспективы рынка электронной торговли в России довольно обширны. Во вторник статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, отметил, что оборот электронной торговли в 2004 году составил $1,1 млрд.
Таким образом, темпы роста электронной торговли за год составляют 40%.
Доля торговли через российский интернет в общем объеме товарооборота составляет лишь 1%, Шаронов отметил перспективность этого сегмента рынка, поскольку в развитых странах на торговлю через интернет приходится 10–15% от объема товарооборота.
Проблемы роста рынка электронной торговли, по мнению его участников, заключаются в несовершенстве системы платежей и трудностях доставки. Как считает Алексей Беляев, пресс-секретарь интернет-холдинга Rambler, «это стандартные проблемы для рынка с самого момента возникновения интернет-торговли».
Тем не менее российский интернет постепенно превращается в торговую площадку. Крупнейший сектор рынка электронной торговли — товары и услуги, он же одновременно и самый быстрорастущий. Каждый четвертый сайт российского интернета сейчас относится к этому сектору.
По данным лидеров российского интернета Mail.Ru, Yandex и Rambler, число сайтов-продавцов за год увеличивается на треть. С ноября 2004 по ноябрь 2005 года максимальные темпы прироста числа сайтов наблюдались также в категориях техника (41%), недвижимость (39%), фото (39%), строительство (33%), товары и услуги (31%).
По данным исследовательской компании ACNielsen (входит в состав медиа-информационного концерна VNU), 63% интернет-пользователей в России совершали покупки онлайн.
Книги — наиболее популярная покупка наряду с музыкой, фильмами и видеоиграми. Россияне также охотно покупают через интернет электронику и даже автомобили и запчасти. Для покупки продуктов питания, хозяйственных товаров, одежды, авиабилетов, билетов на мероприятия или бронирования отелей и туров россияне предпочитают традиционные методы. Только 2% интернет-пользователей покупают через интернет продукты питания и хозяйственные товары, 8% — одежду, обувь и аксессуары, 15% — косметику и пищевые добавки.
Большинство виртуальных покупателей делают покупки через интернет раз в два-шесть месяцев. Покупают немного — в среднем два-три товара за один раз.
Интернет-шопинг пользуется сравнительно небольшим успехом у россиян в международном масштабе. Россия занимает 30-е место в мире по числу интернет-пользователей, которые когда-либо совершали покупки онлайн.
Низкое проникновение торговли в интернет Алексей Беляев объясняет тем, что «в российской системе электронной торговли есть проблема надежности продавца».
«Проблема доверия интернет-ресурсам для российских покупателей остается открытой, так как нет никаких гарантий в надежности продавца», — считает Беляев.
«Одна из ключевых проблем, сдерживающих развитие электронной коммерции в России это проблема доверия, что связано прежде всего с отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых торговцах», — говорит директор по маркетингу Национальной ассоциации участников электронной торговли Снежана Клименко.
Отсутствие правовых гарантий, связанных с использованием интернета и его инфраструктуры при совершении различного рода сделок при продаже товаров и услуг удерживает крупных отечественных и зарубежных производителей, а также государственные структуры от масштабных инвестиций в эту сферу, — уверена эксперт.