Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана намерено успеть провести аукцион по продаже 100% акций ОАО «Международный аэропорт Казань» еще в 2005 году. Прием заявок идет до 28 декабря, а аукцион состоится в последний рабочий день года — 30 декабря.
По условиям торгов в аукционе не могут принимать участия те компании, в уставном капитале которых государственная доля превышает 25%. Остальных ограничений нет ни для юридических, ни для физических лиц.
Это уже не первый аукцион по продаже аэропорта. Власти Татарстана пытались продать актив и в прошлом году. Но тогда Казань выставлялась на аукцион в паре с авиакомпанией «Татарстан», и, по официальной версии, покупателей на активы не нашлось. По слухам же, правительство республики не смогло договориться о цене с единственным претендентом на актив — банком «Русский стандарт». Незадолго перед торгами банк выявил, что указанная официально кредиторская задолженность аэропорта заметно занижена. По оценке финдиректора аэропорта Рустама Гиреева, она составляла лишь 122 млн рублей, из которой 16 с лишним миллионов составляли налоговые долги.
Правительство Татарстана считает, что на этот раз сможет привлечь покупателей. Во всяком случае, стартовая цена на актив не только не упала, но и выросла в 2,9 раза.
Если в прошлом году аэропорт стоил 73,7 млн рублей, то в декабре 2005 года составит 216 млн рублей. Шаг аукциона установлен в размере 2,16 млн рублей. Как поясняет министерство, такое увеличение связано с улучшением финансового состояния компании.
Однако о том, урегулирована ли задолженность аэропорта, в том числе и перед бюджетом, татарские власти предпочитают молчать.
Эксперты сомневаются, что аэропорт удастся продать и на этот раз.
«Мы видим ту же картину, что и в прошлом году, — отмечает аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Олег Сальманов. — Высокая стартовая цена, только один месяц на подачу заявок, и опять аэропорт никто не купит.
В прошлом году одна из причин того, что аукцион не состоялся, была именно та, что компании просто не успели подготовиться». Аналитик обратил внимание и на то, что в суде лежит с середины сентября дело, где аэропорт выступает в качестве истца. Иск был подан авиакомпанией «Сибирь», которая считает, что аэропорт незаконно отменил ее вечерние рейсы Москва--Казань и Казань--Москва. «Возможно, аукцион каким-то образом связан с этим делом», — отмечает аналитик.
«Аэропорт Казани не входит в число крупнейших, следовательно, шансов вложить в него денег, а потом быстро получить прибыль нет», — отмечает ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олег Пантелеев.
По его словам, выгодно продать актив можно только в том случае, если уже найден покупатель и оговорены условия сделки. Эксперт обратил внимание и на то, что в ряде случаев контролем над аэропортами заинтересованы авиакомпании. «Так, например, было с «Сибирью» в Челябинске. Такой ход позволяет компании закрепиться в достаточно крупном регионе», — отметил Олег Пантелеев. Однако в случае с казанским аэропортом таких договоренностей, по всей видимости, нет, замечают эксперты.
Министерство не раскрыло планы о том, когда будет продана авиакомпания «Татарстан». В течение всего года государство подыскивало для нее частного инвестора. «Выставление на аукцион авиакомпании не имеет смысла. Правительство рассматривает вопрос о том, чтобы «поженить» «Татарстан» с одним из гигантов — «Аэрофлотом», «Сибирью», AirUnion, — считает Олег Пантелеев. — Для этого нет необходимости выставлять ее на аукцион».