В Генеральной прокуратуре начали проверку результатов тендера на реконструкцию аэродрома в аэропорту Шереметьево-2. Он был проведен Федеральным агентством воздушного транспорта в ноябре 2005 года, и победителем, по неофициальным данным, была объявлена компания «Трансстрой», которая ранее принимала участие в строительстве Третьего транспортного кольца и монорельсовой транспортной системы в Москве.
Причиной для начала проверки стал запрос депутатов Госдумы Владимира Жириновского и Максима Рохмистрова из фракции ЛДПР. «Депутаты ставят под сомнение результаты проведенного тендера и считают, что из семи участвовавших в нем фирм была выбрана компания с далеко не самыми лучшими условиями реализации данного проекта, достаточно высокой ценой и довольно большим сроком исполнения», — цитирует «Интерфакс» официального представителя прокуратуры.
В связи с данными обстоятельствами, депутаты попросили провести проверку и в случае установленных нарушений принять меры, предусмотренные действующим законодательством, — то есть отменить результаты тендера и провести его заново.
Для Максима Рохмистрова это уже не первый подобный запрос. Всего неделю назад депутат написал аналогичный документ в Генпрокуратуру с требованием проверить Уральскую горно-металлургической компанию и, в частности, ситуацию с банкротством ОАО «Башкирский медно-серный комбинат» (БМСК). Это банкротство, по словам депутата, инициировали именно структуры, близкие к УГМК. Пока решение по этому запросу не принято.
Связаться с депутатом в пятницу не удалось.
Эксперты отмечают, что результаты тендеров действительно часто вызывают сомнения. «Тендерная система не обладает прозрачностью. И всегда та или иная компания может сказать, что была несправедливо отвергнута. Действительно, неясно, насколько объективно были оценены остальные претенденты», — считает ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олег Пантелеев.
Предложение компании «Трансстрой» (стоимость общего ремонта — 8,1 млрд рублей, сроки исполнения заказа — 28 месяцев) было не самым лучшим — пятым по цене и третьим по срокам, признают эксперты.
Так, СП «Автобан» предложил выполнить ту же работу за 18 месяцев и 5,8 млрд рублей, компания «Ингеоком» — за 21,5 месяца и 6,5 млрд рублей. Однако представители Росавиации, по их собственным словам, выбрали «Трансстрой» с учетом того, что у них в прошлом был удачный опыт реконструкции аэродрома Пулково.
В самом «Трансстрое» комментариев получить не удалось. Но заместитель генерального директора «Ингеокома» по строительству Владимир Брандин заявил, что официально победитель тендера вообще до сих пор не объявлялся. «Нам официально сообщили, что наша компания тендер проиграла. Но имени компании-победителя нам никто не называл, — сообщил он «Газете.Ru». —
Так что не удивлюсь, если завтра или через неделю официально будет объявлено, что победил кто-то другой — не «Трансстрой», а, к примеру, СП «Автобан»».
Впрочем, экспертам более интересными представляются мотивы Жириновского и Рохмистрова, спровоцировавших проверку. «Как правило, несколько депутатских обращений в год вызывают серьезный резонанс», — считает руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.
Он отметил, что Генпрокуратура предпочитает не игнорировать запросы депутатов, и компании порой этим пользуются, используя их в качестве посредников.
«Вероятно, должны были бы быть какие-то «весомые обстоятельства», позволяющие депутатам обращаться в Генпрокуратуру», — добавляет Олег Пантелеев.
Впрочем, есть вероятность и того, что депутаты действовали исключительно как защитники государственных интересов, рассуждают эксперты.
«Подобные дела, как правило, связаны с лоббированием интересов тех или иных предпринимателей, но не исключено и проявление гражданской позиции отдельных депутатов», — подчеркнул Кучеров.
Если Генпрокуратура признает результаты тендера сфальсифицированными и потребует объявить новый конкурс, аэропорту будет причинен ущерб, напоминают эксперты. «Реконструкция аэродрома будет приостановлена, а аэропорт и так уже уступает своему основному конкуренту в регионе Домодедово по количеству перевезенных пассажиров», — уверен Олег Пантелеев.