Процедура регистрации юридических лиц в России очень несовершенна. К такому выводу пришли в Федеральной налоговой службе, обнаружив, что коммерческие компании нередко используют в своих названиях элементы наименований органов государственной власти. Причем некоторые фирмы, по словам главы ФНС, вообще вышли за рамки деловой этики, позаимствовав полное наименование у государственных структур.
«Сейчас мы не вправе отказать в регистрации, даже если название юрлица дублирует названия таких госорганов, как ФСБ или Минфин», — сетует Анатолий Сердюков.
ФНС признает законодательное бессилие властей в этом вопросе. В ближайшее время налоговики намерены ликвидировать этот пробел в законодательстве, предложив закон о фирменных наименованиях.
В Госдуме пока ничего не знают об инициативе налоговиков. В экспертном совете комитета по бюджету и налогам «Газете.Ru» сказали, что Сердюков высказал «одну из последних личных инициaтив», которая не связана напрямую с системой налогового администрирования.
В группе компаний «Минфин» «Газете.Ru» сообщили, что в целом согласны с требованиями налоговиков.
«Названия фирм не должны пересекаться с наименованиями государственных органов. В большинстве случаев такими уловками пользуются мелкие компании-однодневки, которые хотят пустить пыль в глаза контрагентам», — заявил топ-менеджер «Минфина» Леонид Погорелов.
По его словам, название «Минфин» — другой случай, так как это аббревиатура: Межрегиональный инвестиционно-финансовый институт.
По мнению юристов, законопроект о фирменных названиях в большей степени касается проблем недобросовестной конкуренции, нежели налогообложения.
«Используя элементы наименования госорганов, компании создают конкурентное преимущество, не основанное на качестве продукции или услуг, как это должно быть на самом деле.
Налоговых вопросов в данном предложении я не вижу, так как компании с такими названиями не получают возможностей для уклонения от уплаты налогов», – считает руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.
Принятие такого рода закона, по убеждению юристов, может стать предметом судебных разбирательств между представителями бизнеса и государством.
Ограничение в выборе названий в некоторой степени ущемляет право юридических лиц на осуществление предпринимательской деятельности.