Ловкий ход Эр-Рияда
Саудовская Аравия повысила цены на поставки нефти во все регионы в мае. По информации Bloomberg, национальная нефтяная компания Saudi Aramco увеличила стоимость транзита марки Arab Light в Азию в следующем месяце на $4,40 доллара — до $9,35 доллара за баррель. Другие сорта нефти вырастут в цене минимум на $2,7 за каждый баррель.
Под ударом оказались и Соединенные Штаты, премия за саудовскую нефть для которых в мае вырастет до рекордных $5,65 за баррель (премия — расходы компаний на транспортировку сырья). При этом американские покупатели будут вынуждены доплачивать Saudi Aramco не только за Arab Light, но и за другие нефтяные марки. Ценники на них для Штатов увеличатся минимум на $2,2 доллара за баррель.
В этом плане введенное ранее эмбарго Штатов на импорт российских нефтепродуктов и обсуждение аналогичной меры властями Евросоюза могут окончательно расшатать и без того хрупкий баланс поставок на мировом сырьевом рынке. За такие решения рано или поздно приходится расплачиваться — подняв сырьевые цены, Саудовская Аравия наглядно продемонстрировала желание трансформировать глобальный рынок нефти..
Пойдет ли ЕС на нефтяное эмбарго
В Евросоюзе все чаще говорят о возможном эмбарго на транзит российских нефти и угля из-за событий на Украине. Накануне президент Франции Эммануэль Макрон призвал государства ЕС ввести запрет на сырьевой импорт из России. Одними из главных пострадавших от такого решения станут сами европейцы, подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Валерий Бессель.
«В мире уже сейчас растет доля застывшей нефти — битума. По информации British Petroleum, объемы таковой достигли 68 млрд баррелей. Это делается только для того, чтобы показать наличие нетрадиционных ресурсов по замещению «легкой» нефти, с которой в мире сейчас дела обстоят далеко не лучшим образом. В отличие от других стран ЕС Франция может себе позволить жесткие высказывания. Париж не входит даже в топ-10 крупнейших импортеров российской нефти», — пояснил эксперт.
Он добавил, что заявления Макрона на тему новых санкций против России рассчитаны только на набор политических очков на предстоящих президентских выборах. С ним согласился директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
По его словам, доля российской нефти в суммарном импорте ЕС составляет порядка 30-33%. Теоретически, под новые санкции могут попасть до половины сырьевого экспорта Москвы (2,5 из 5 млн баррелей в сутки), однако такой сценарий — крайне маловероятен.
«Максимум, на что может пойти Евросоюз в рамках пятого пакета санкций, — запрет на доставку сырья морскими танкерами. Саудовская Аравия сможет с легкостью их заменить, но по более высоким ценам. Трубопроводные поставки по «Дружбе», привязанные к доставке к конкретным НПЗ, европейцы вряд ли затронут. Оборвать подобный транзит будет крайне проблематично», — заключил Громов.
Логичное решение
Решение Saudi Aramco об увеличении экспортных сырьевых цен вполне логично, подчеркнул в разговоре с «Газетой.Ru» директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Дело в том, что в мире сейчас наблюдается острый дефицит «легкой» нефти, к которой можно отнести саудовские марки и российскую Urals.
«Саудовская Аравия ловко пользуется кризисной ситуацией, увеличивая премию даже к растущей в цене североморской марке Brent. Более того, саудовцы подобным образом, скорее всего, уже сейчас готовятся к вводу нефтяного эмбарго ЕС против России. Их нефть при такой конъюнктуре будет еще более востребованной», — объяснил Громов.
Он добавил, что схожий с саудовским «премиальный» сценарий ожидал бы и российскую Urals, если бы не введение санкций против Москвы. Однако ситуация с большим дисконтом к Brent постепенно изменяется.
«Недавно были опубликованы новые данные по дисконтам Urals. Если в конце марта скидка российской марки к Brent был на уровне $30 за баррель, то в первые дни апреля показатель упал почти вдвое — до $18», — резюмировал Громов.
Большой дисконт был нужен российским нефтяным продавцам только для срочного поиска новых покупателей из-за отказа ряда западных компаний от поставок Urals, добавил он. Однако на фоне выстраивания альтернативных экспортных каналов, прежде всего в Азию, скидки будут и дальше сокращаться.
«Из-за растущего дефицита сырья в среднесрочной перспективе, скорее всего, произойдет глобальное перераспределение потоков нефти. Российское сырье с небольшим дисконтом пойдет в Индию, Китай и другие азиатские страны, а более дорогая саудовская отправится в США и Европу», — заключил Громов.
Есть ли альтернативы
После американского эмбарго и возможного запрета ЕС на поставки сырья из России в мире попросту не останется альтернативных источников нефти. Одни из крупнейших производителей — Иран и Венесуэла — по-прежнему находятся под международными санкциями. И ничто пока не указывает на то, что эти ограничения будут сняты в 2022 году, отметил Бессель.
«Венесуэльская нефть, по большей части, — тяжелая. Из 48 млрд тонн запасов страны 42 млрд — высоковязкое сырье. Кроме Канады никто в мире такую нефть переработать не может — нет технологических ресурсов. Так что Каракас в вопросе замещения саудовской и российской нефти можно оставить за скобками», — объяснил аналитик.
С Ираном также непростая ситуация, добавил Громов. Их нефть по своим физико-химическим свойствам близка к саудовским сортам, и при возможности, могла бы заменить дорогостоящее сырье Эр-Рияда и более дешевую российскую Urals.
Однако для ежесуточного вывода на мировой рынок дополнительных 1 млн баррелей иранской нефти потребуются в том числе серьезные дипломатические усилия по «ядерной сделке».
«Тегеран находится под санкциями уже 40 лет — ему терять нечего. Поэтому Иран может диктовать США свои условия по ядерной сделке. Соглашение возможно только при двух вариантах — отмена санкций раз и навсегда и отмена террористического статуса политической организации «Корпус стражей Исламского революции». Пойдет ли Вашингтон на иранские условия — большой вопрос», — посетовал Громов.
Невыгодный статус-кво
В интервью немецкому изданию Spiegel приближенный к королевской семье саудовский политолог Мансур Альмарзоки заявил, что в условиях растущего геополитического кризиса Эр-Рияд больше не может идти на сырьевые уступки США. И не станет продавать западным странам нефть по заниженным ценам. «Только дурак будет доверять Вашингтону», — заявил Альмарзоки.
Неслучайно сразу после начала военной спецоперации на Украине попытки США наладить контакты с Саудовской Аравией и ОАЭ из-за рекордного роста цен на нефть обернулись неудачей. Все это вписывается в желание Эр-Рияда изменить невыгодный для стран Персидского залива расклад сил в сырьевой торговле с Западом.
В условиях мирового энергетического кризиса Саудовская Аравия могла бы временно увеличить добычу нефти, чтобы ослабить высокие цены на нефть, но вместе с партнерами по ОПЕК+ отказалась от этого.
В конце марта нефтяной картель договорился лишь о незначительном увеличении квот на ежемесячную добычу — с 400 тыс. баррелей в сутки до 432 тыс.
На этом фоне биржевые сырьевые котировки продолжают уверенно находиться выше критической планки $100 за баррель Brent (чуть меньше $107 за баррель по состоянию на 15:00 мск 5 апреля). И очевидных предпосылок для снижения нефтяных цен в мире пока не наблюдается.