Мошеннические сайты и аккаунты в соцсетях, зарабатывающие на продаже поддельных билетов и туров, живут в среднем от нескольких часов до нескольких дней, но успевают собрать с жертв десятки, а то и сотни тысяч рублей, рассказал журналистам генеральный директор российской legaltech-компании BrandSecurity Руслан Кривулин.
«Таких сайтов мы блокируем 200-300 в месяц. Совокупный ущерб начинается от 10 миллионов рублей в месяц в высокий сезон. Это подтверждает и информация из закрытых Telegram-каналов мошенников»,
— уточнил «Газете.Ru» глава BrandSecurity на мероприятии, организованном Aviasales, BrandSecurity и Viber.
Треть турагентств закрылась в 2020 году, и сейчас очень много людей, которые раньше покупали билеты через них, ищут билеты в сети самостоятельно. В итоге они покупают поддельные билеты, по которым, разумеется, никуда не летят, рассказал PR-директор Aviasales Янис Дзенис. Агрегатор объяснил, как распознать сайт-подделку.
Отличить обманку можно в первую очередь по неправдоподобно низким ценам — скидкам в 20-30% к ценам перевозчиков, странным доменам или доменам с ошибками (например, chiptrip вместо cheaptrip, или aviasales.website вместо aviasales.ru), словам «билеты дешево», по приему платежей на kiwi-кошельки или карты физлиц.
Еще одна популярная схема — предложение купить билеты или тур «неофициально» через сотрудника турагентства или авиакомпании с «корпоративной скидкой».
При этом мошенники объединяются в команды специалистов, нанимают веб-мастеров для создания платежных шлюзов, лендингов, регистрации доменов и продвижения через контекстную рекламу в поисковиках — словом, делают сайты-обманки максимально похожими на известные бренды по продаже билетов или просто очень достоверно выглядящие ресурсы.
Ущерб для брендов в первую очередь репутационный — им приходится объяснять людям, которые купили билеты через сайт-клон, что они отдали деньги мошенникам, говорит Руслан Кривулин.
Явление это повальное и от него не застрахована ни одна компания: даже такие гиганты, как Facebook, Google, Walmart, TikTok, PayPal и Apple становились жертвами киберсквоттеров (мошенников, регистрирующий сайты-клоны брендов в других доменах), говорят юристы Digital Rights Center. Количество фейковых ресурсов при этом растет по экспоненте, это связано с появлением новых доменных зон, возможности быстро сверстать поддельный сайт из подручных материалов, и появления новых видов мошенников.
«Большинство компаний, зная о проблеме, до сих пор игнорируют золотое правило — регистрацию доменных имен в максимально возможном количестве доменных зон. Подобная экономия на доменных расходах может очень дорого обойтись компании, и повлечь не только прямые убытки, но и серьезный удар по деловой репутации (сэкономили на доменах, подставили потенциальных клиентов), что, в свою очередь, негативно влияет и на стоимость акций компании»,
— пояснил «Газете.Ru» партнер юридической фирмы Digital Rights Center Михаил Третьяк.
Войти на этот рынок очень просто и быстро, все время появляются новые схемы. Aviasales совместно с BrandSecurity создали сервис по проверке продавцов билетов Настоящийбилет.рф, а с Viber — чат-бот.
На нем можно проверить адрес сайта по базе мошенников, и даже если подозрительного сайта в базе нет, специалисты поддержки его тут же проверят и заблокируют. Так как фирма обращается непосредственно к регистратору домена, на блокировку может уйти как несколько минут, так и несколько дней: «иногда приходится погоняться за мошенниками по юрисдикциям, например, Китая или Сейшелл», рассказал Руслан Кривулин из BrandSecurity.
Что касается чат-бота — это текстовая игра на распознавание мошеннических схем, за полторы недели существования чат-ботом воспользовались более 120 тысяч пользователей Viber, говорит PR-директор мессенджера в странах СНГ Мила Рогулина.
По данным опроса среди 4 тысяч россиян, проведенного мессенджером совместно с Aviasales, две трети (58%) бронируют билеты самостоятельно на сайтах тревел-компаний, 7% признались, что сталкивались с мошенниками. И лишь 9% приобретают билеты в авиакассах офлайн. Более половины пользователей (54%) при бронировании билетов обращают внимание не только на цену, но и на репутацию сервиса, но для 20% опрошенных цена важнее прочих факторов.
Только треть пользователей детально изучают отзывы о новом сайте перед бронированием — лишь если ресурс покажется им подозрительным. 8% опрошенных заявили, что сразу же совершат покупку без всяких проверок. 14% россиян не знают, какими данными можно делиться при бронировании. Примерное представление об этом имеет половина пользователей. И только треть уверены, что знают, какие персональные данные нужны для покупки авиабилетов.