Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Новостная диета»: рекомендательные сервисы соцсетей возьмут под контроль

В Госдуме поддержали предложение отрегулировать рекомендательные сервисы

Формирующие ленту и предлагающие рекламу в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах рекомендательные алгоритмы должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей, считают в московском отделении Ассоциации юристов России. В Госдуме идею поддержали. В то же время опрошенные «Газетой.Ru» эксперты опасаются, что чрезмерное вмешательство в коммерческие инструменты может нанести серьезный ущерб цифровой экономике и в том числе вынудить часть иностранных компаний покинуть российский рынок.

В комитете Госдумы по информационной политике поддержали предложение московского отделения Ассоциации юристов России отрегулировать работу рекомендательных сервисов. В нижней палате парламента считают, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет, и приводят в пример Telegram, где таких алгоритмов нет, и «ВКонтакте», который сделал кнопку отключения рекомендаций и создания ленты в хронологическом порядке.

«Рекомендательный алгоритм пользователя закутывает в кокон. Мы видели, что во время выборов в США фактически рекомендательные сервисы американского биг теха помогли гражданам сделать «правильный» выбор. В любом алгоритме есть бэкдор, что бы там ни говорили владельцы и разработчики. Главным образом мы хотим исключить вмешательство в нашу политическую ситуацию»,

— заявил «Газете.Ru» депутат Госдумы и член Комитета по информационной политике Антон Горелкин.

По его словам, возможно, контролем за соблюдением правил займется Роскомнадзор. В первую очередь необходимо разобраться с комплексом дополнительного регулирования иностранных платформ в России. Как писала «Газета.Ru», сейчас в Госдуме разрабатывают законопроект, который обяжет иностранные компании открывать цифровое резидентство в России, а также создавать дочерние компании или открывать представительства, чтобы получить возможность влиять на их политику — под угрозой замедления их работы или блокировки в стране.

Ранее ассоциация юристов России направила предложения по регулированию рекомендательных сервисов в Госдуму и Совет Федерации, пишет «Ъ». Алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и услугам и влиять на общественное мнение, уверены в московском отделении организации. Там считают необходимым ввести в закон «Об информации» понятия «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса». Регулирование предлагается распространить на площадки, у которых более 100 тысяч пользователей в сутки и обрабатываются данные более полумиллиона россиян.

Пользователи должны получить возможность отключать рекомендательные алгоритмы, не теряя доступ к сервису, а также получать от владельцев платформ пояснения о принципах их работы. При этом алгоритмы необходимо проверять «на предмет выявления аномалий или противоречия законодательству», полагают в Ассоциации.

Угроза цифровой экономике

«Выглядит как очередная инициатива по борьбе с химерическими угрозами, которая предполагает необоснованное вмешательство в работу онлайн-сервисов», — комментирует «Газете.Ru» инициативу Ассоциации юристов адвокат, юрист РосКомСвободы и Digital Rights Center Екатерина Абашина.

По ее словам, в законе «Об информации» уже достаточно легальных определений об одном и том же.

Социальная сеть — это и сайт в сети «Интернет», и организатор распространения информации, и поисковая система — в зависимости от функционала. Совсем недавно закон дополнили специальной статьей об особенностях распространения информации в соцсетях (ст.10.6). «В чем смысл и необходимость введения еще одного понятия для одного и того же явления, пока неясно», — считает адвокат Екатерина Абашина.

Соцсети уже обязали маркировать продукцию по возрасту, мониторить противоправный контент и т.д. Кроме того, за добросовестностью алгоритмов, предлагающих пользователям товары и услуги, следит ФАС — совсем недавно регулятор обязал «Яндекс» предоставить сторонним сервисам доступ к тем же специальным возможностям по продвижению в поисковой выдаче, что и для собственных ресурсов.

В части раскрытия алгоритмов в заключении Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России предлагается законодательно закрепить принцип транспарентности, предполагающий информирование пользователей о применении специальных рекомендательных алгоритмов и принципах их работы, а также обязательную маркировку любого оплаченного рекламодателями контента: представленного в виде явной рекламы или маскирующегося под информационные сообщения, рассказал кандидат юридических наук, член Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев.

«Введение какой-либо ответственности на первоначальном этапе не представляется целесообразным. Нужно дать время рынку и рекомендательным сервисам привыкнуть к новым правилам и сформировать практику работы в соответствии с новыми принципами, честно и открыто сообщая пользователям информацию о применяемых алгоритмах», — отметил он.

Иностранные платформы могут уйти из России

Как объясняют эксперты, для некоторых платформ рекомендательный алгоритм — неотъемлемая часть бизнес-модели. Выдача формируется таким образом, чтобы увеличивать просмотры и продолжительность посещения страниц. Как говорят в индустрии, если ты не платишь за что-то деньгами, то ты платишь своим временем.

«Рекламодатели — самые большие спонсоры для цифровых платформ, и именно они формируют всю цифровую экономику. Поэтому, конечно, тут опасны радикальные меры, опасно ограничивать и раскрывать рекомендательные механизмы, потому что это некая коммерческая ценность этих компаний», —

говорит «Газете.Ru» старший преподаватель департамента медиа НИУ ВШЭ, практикующий юрист в сфере медиаправа и права в развлекательных индустриях Алена Денисова.

Россия подхватила мировой тренд к цифровой прозрачности, отмечает Алена Денисова, но подчеркивает, что нигде в мире такого регулирования пока нет, не считая точечной судебной практики, причем в ЕС и США она в основном антимонопольной направленности. По ее мнению, в России слишком стремительно взялись регулировать этот сегмент, особенно с учетом того, что крупным платформам уже тяжело из-за «пакета Яровой» и других ограничений.

«Я опасаюсь, что у нас начнут это регулировать по-русски стремительно и все это будет вредить цифровой экономике. Чрезмерная ответственность может убить цифровой бизнес вообще. Не факт, что на фоне других ограничений иностранные площадки захотят оставаться в России. Они могут уйти, хотя РФ для них достаточно выгодный рынок, но работать в условиях, когда тебя заставляют раскрыть все твои коммерческие механизмы и инструменты под предлогом ответственности, — это чересчур», — рассуждает медиаюрист.

Что говорит наука о влиянии алгоритмов на пользователей

Алгоритмы помогают сформировать наиболее завлекательную выдачу благодаря персонализации. Популярно мнение о том, что таким образом создается пузырь фильтров — это механизм, создающий определенную интеллектуальную или идеологическую изоляцию. То есть, алгоритмы показывают пользователям информацию, с которой они согласны, основываясь на данных о прошлых запросах и «лайках».

Есть опасения, что это приведет к искажению картины мира у потребителей контента, но большинство независимых эмпирических данных опровергают этот тезис.

Поисковые системы и социальные сети делают «новостную диету» пользователей более разнообразной, считает Ричард Флетчер, старший научный сотрудник Института Reuters. Хотя и есть вероятность, что она будет состоять из более ангажированных или поляризованных источников новостей, в том числе потому, что сетевые СМИ публикуют более скандальные материалы, чем пресса.

На данный момент нет исследований, которые бы предоставили убедительные доказательства того, что пузырь фильтров действительно оказывает какое-то серьезное воздействие на людей, считают в Институте Reuters.

Новости и материалы
В Новгороде нашли копию берестяной грамоты высшего чиновника
Военный эксперт: «Орешник» — послание «старичкам» в США
В Киеве решили снести памятник писателю Николаю Островскому
В Британии предрекли Трампу новый статус-кво после удара «Орешником»
В Бразилии прокомментировали применение Россией ракеты «Орешник»
Россиянин, снимавший порно с 11-летней падчерицей и ее подругой, отправится в колонию
Звезда «Вечернего Урганта» сняла свое лицо без фильтров: «Идеальная кожа в 42 года»
В Британии назвали испытания «Орешника» призывом уйти от эскалации на Украине
Mash: «АвтоВАЗ» повысит цены на Lada уже в 2024 году
Карпин объяснил, почему не обижается на Дзюбу
В Китае создадут шестиногого робота для изучения Луны
Япония обеспокоена поставками американских противопехотных мин Украине
Илон Маск удивил геймеров своим прохождением и рекордом в Diablo 4
Названы патологические формы переживания утраты
Заседание Верховной рады отменили на фоне угрозы ракетной атаки
Психолог МЧС рассказала, чего нельзя говорить человеку, потерявшему близкого
Психолог МЧС рассказала, как помочь человеку, который не может пережить потерю близкого многие годы
Психолог Шойгу: два действия помогут человеку, не смирившемуся с утратой близкого
В Пакистане считают, что российские ракеты предотвратят более масштабную войну
Все новости