Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана обязало «Бипэк Авто Казахстан», в который входит выпускающий в стране автомобили Lada завод «Азия Авто Казахстан», вернуть государству 174 млрд тенге (примерно 31 млрд рублей). На этом фоне компания 10 марта сократила около четырех тысяч человек, сообщают местные СМИ.
Работа на предприятии встала еще в ноябре прошлого года после того, как правительство Казахстана разорвало с «Азия Авто» соглашение о промышленной сборке по причине неисполнения условий. В рамках соглашения заводу «Азия Авто» в Усть-Каменогорске предоставлялись таможенные и налоговые льготы. Однако чиновники правительства Казахстана посчитали, что компания «Бипэк» не выполнила договоренности,
а именно не были возведены цеха сварки и окраски кузовов, что переводит производство из статуса «отверточного» крупноузлового в разряд CKD (мелкоузловая сборка).
Завод «Азия Авто» — давнишний партнер «АвтоВАЗа», российская сторона имеет в усть-каменогорском предприятии блокирующий пакет (25% + 1 акция). C середины нулевых годов в Казахстане собиралась трехдверная Lada 4x4, а в 2016 году производственные мощности были расширены, и постепенно на конвейер в Усть-Каменогорске встали остальные модели Lada.
Для российского автогиганта Казахстан — самый крупный экспортный рынок: по итогу 2020 года там было продано 17,5 тыс. автомобилей. Бренд Lada занимает 20-процентную долю рынка новых автомобилей в Казахстане, уступая только марке Hyundai (17,9 тыс.).
Прекращение работы завода «Азия Авто» стало «наиболее травматичным событием» в 2020 году для казахстанской автомобильной индустрии, даже несмотря на пандемию и снижение курса тенге,
считает директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян.
«В результате остановки крупнейшего автоконвейера страны потребители столкнулись с дефицитом наиболее востребованных автомобилей и ценовым ростом в ключевых сегментах, достигшим к концу года 20%», — отметил он.
В пресс-службе «АвтоВАЗа» сообщили «Газете.Ru», что компания отслеживает ситуацию с заводом «Азия Авто» и уже изучает альтернативные варианты сохранения формата присутствия своего бренда и предоставления услуг клиентам в Казахстане.
«Мы будем держать вас в курсе принятых решений. Казахстан является одним из ключевых экспортных рынков для Lada, и здесь мы планируем еще больше развивать наше присутствие», — сказал руководитель пресс-службы «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.
Представитель «КазАвтоПрома» Артур Мискарян подтвердил «Газете.Ru», что производство «АвтоВАЗа» в республике стоит на паузе, другого партнера у российской стороны в стране пока нет.
Рынок Казахстана закрылся для «АвтоВАЗа», поскольку без локальной сборки российская компания может туда только экспортировать готовые автомобили,
полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Однако в таком случае Волжский автозавод вынужден будет включить в розничную цену машин уплачиваемый на границе утилизационный сбор, что нивелирует конкурентные преимущества моделей Lada, объяснил эксперт.
Помимо локального рынка «Азия Авто» был стратегическим партнером «АвтоВАЗа» в поставках автомобилей на рынки Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Грузии, Армении и даже Китая.
«Потеря поставок 17,5 тыс. машинокомплектов — солидный урон по экспортному потенциалу «АвтоВАЗа». Мы и так видим, что в последнее время российское предприятие только теряет экспортные рынки. Безусловно, это отразится значительным снижением доходности компании. Теоретически альянс Renault-Nissan-Mitsubishi может, конечно, выкупить завод «Азия Авто» для сборки Lada, но целесообразность такого шага весьма неоднозначна», — сказал «Газете.Ru» Бургазлиев.
«АвтоВАЗ» находится в крайне неудобной ситуации, поскольку помимо производства Lada в Казахстане договоренности с «Бипэк» включали право для казахстанской стороны продавать автомобили Lada практически на всей территории России за Уралом, напомнил автоэксперт Сергей Ифанов.
«АвтоВАЗ» отдал «Бипэку» дилерский бизнес за Уралом в обмен на долю в предприятии. Теперь предприятия нет, а автомобильный ритейл в таких городах, как Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк и прочие, уже не контролируется дилерами «АвтоВАЗа». Хорошенький бизнес получается — по-нашему», — иронизирует Ифанов. Впрочем, эксперт убежден, что ВАЗовцы постараются во что бы то ни стало вернуть себе дилерские центры за Уралом.