Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Тренд на онлайн: россияне перестают ходить в банки

Россияне уходят из отделений в «мобильные» банки

Пандемия ускорила переход многих процессов в онлайн, и банки не остались в стороне. Консалтинговая компания BCG зафиксировала рост интереса к мобильному банкингу, использование которого за время локдауна выросло почти на треть. Банки фиксируют этот тренд, но вместе с тем заявляют, что сокращать количество отделений не собираются.

Россияне все чаще отдают предпочтение пользованию услугами банков онлайн, и на уровень доходов «до пандемии» быстрее выйдут те из них, которые готовы работать в «цифре», говорится в новом исследовании BCG. Согласно данным консалтинговой компании, за время пандемии использование онлайн-банкинга выросло на 23%, а мобильного банкинга — на 30%. В тоже время число тех, кто пользуется услугами отделений, снизилось на 12%.

«Переход на цифровые каналы, вероятно, будет окончательным», — говорит партнер и директор BCG во Франкфурте Торстен Бракерт. В компании прогнозируют дальнейший чистый рост внедрения мобильного банкинга на 19% и сокращение обращений в филиалы на 26% после пандемии.

«Следовательно, менее развитые в цифровом отношении банки могут вскоре обнаружить, что и новые, и более опытные пользователи предпочитают онлайн-банкинг походу в офис. Клиенты могут уйти к более развитым в цифровом отношении конкурентам или к инновационным новым игрокам»,

— добавляет Бракерт.

Пандемия, вернее сказать, режим самоизоляции, который последовал за ней, изменил рынок, заметил в разговоре с «Газетой.Ru» генеральный директор финансового маркетплейса «Юником24» Юрий Кудряков. Прибыль и стабильность стала зависеть напрямую от того, как быстро компания сможет перестроить свои бизнес-процессы. В этом плане банки оказались отчасти в выгодном положении, так как практически все имели уже онлайн-кабинеты с различным функционалом, поясняет эксперт.

«Раньше клиенты пользовались ими [банковскими приложениями] время от времени, в приоритет рассматривали отделение для решения вопроса. Однако, если в марте лишь каждый пятый опрошенный говорил, что пользуется услугами онлайн-банкинга, то на сегодня каждый третий стал время от времени решать финансовые вопросы онлайн», — подтверждает тенденцию Кудряков.

По данным опроса «Юником24», порядка 20% респондентов готовы полностью отказаться от помещения офисов и перейти в онлайн в перспективе. При этом 50% допускают «смешанное» использование банковских услуг уже сейчас. Однако для решения важных вопросов потребители делают выбор в пользу посещения офиса, отмечает эксперт.

Тенденция цифровизации – тот случай, когда интересы пользователей совпадают с интересами самого банковского сектора, отмечает главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман. Например, с позиций банков онлайн – это экономия на офисах, оргтехнике, персонале, увеличение производительности, ускорение операций, конкурентные преимущества для привлечения клиентов и прочее, поясняет эксперт. Гойхман считает, что данное направление в банкинге будет и дальше в приоритете, однако то, что оно полностью вытеснит офисное обслуживание, маловероятно. Другие эксперты и сами банки с ним соглашаются.

«Пожилое население привыкло ходить в отделения для совершения операций и перевести их в онлайн почти невозможно. Наличие офлайн офиса важно и для молодых людей, они, хоть и готовы потреблять услуги онлайн, хотят иметь возможность прийти в отделение ногами, что связано с возросшим за последний год недоверием к банковской структуре из-за кратно возросшего телефонного мошенничества, по старинке ходить в банк кажется как-то надежнее»,

— говорит исполнительный директор сервиса «Фаст Ривер» Тимофей Перов. При этом он обращает внимание на то, что и первые, и вторые группы активно пользуются услугами по доставке банковских продуктов на дом с помощью курьеров. И такой способ доставки наряду с онлайном становится основным каналом продаж для банков на фоне резкого сокращения количества выданных кредитов и карт, а также сокращение платежей и переводов, оттока депозитов.

«Сейчас только около 40% банков доставляют продукты удаленно. Остальным следует поторопиться, чтобы не терять в прибыли. В офлайн люди явно возвращаться не торопятся», — отмечает эксперт.

В пресс-службе банка «Хоум Кредит» «Газете.Ru» рассказали, что не закрывали отделения банка и не собираются этого делать в будущем. 

«Считаем, что банковское отделение – важный канал взаимодействия между банком и клиентами, который наряду с онлайн-сервисами позволяет предоставлять высочайший уровень обслуживания там, где это удобно нашим клиентам», — отметили в банке. Сокращать количество отделений пока что не планирует ни один из опрошенных «Газетой.Ru» банков.

Есть определенный пул задач, которые клиентам все еще комфортнее решать в офисе банка, добавил член правления «Райффайзенбанка» Роман Зильбер. Это оформление инвестиционных продуктов, накопительного страхования, завершающий этап ипотечных сделок, а также операции с наличными. По его словам, значительная часть новых клиентов выбирают офис как предпочтительный канал для оформления первого продукта».

По итогам 2019 года в банке «Хоум Кредит» число тех, кто пользуется онлайн сервисами банка ежемесячно (MAU) составило 71% от активных клиентов, а к концу 2020 значение этого показателя увеличились до 76%. Помимо платежей и переводов, популярностью пользуется онлайн-оформление банковских карт и кредитов — в «Хоум Кредит» онлайн выдают больше половины кредитов наличными.

Активно пользуется мобильным приложением и более 80% клиентов «Альфа-Банка». Директор цифрового бизнеса и член правления банка Иван Пятков отмечает, что онлайн клиенты чаще всего заказывают дебетовые и кредитные карты, заказывают выписки, открывают счета и получают кредиты наличными.

За год рост активных пользователей интернет-банка и мобильного приложения «ВТБ Онлайн» составил 25%, число скачиваний приложения в 2020 году выросло более чем на 30%. Клиенты стали чаще пользоваться мобильным приложением и интернет-банком: количество сеансов увеличилось на 22%, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе банка.

«Уже сегодня около 50% заявок по кредитам наличными поступают в ВТБ дистанционно через сайт и мобильное приложение. По ипотеке эта доля за прошлый год выросла в 4 раза, к концу 2020 года достигла 20%, а к концу 2021 года приблизится к 48%»,

— добавили в «ВТБ».

Общий оборот операций в интернет- и мобильном банках «Русский Стандарт» вырос на 9%. Особенно востребован сервис переводов по номеру телефона с помощью Системы быстрых платежей (СБП) — в 2020 году количество переводов по СБП в банке выросло более чем в восемь раз, отметили в пресс-службе.

Согласно проведенному «РГС Банком» исследованию сберегательного поведения россиян, большинство клиентов указывают удобный интернет- или мобильный банк как основной критерий, на который они обращают внимание при выборе банка. Такой ответ дали 76% и 75% опрошенных соответственно. А более половины респондентов (58%) отметили, что не представляют качественный банковский сервис без возможности оформить необходимые банковские продукты онлайн, рассказала член правления и директор по развитию розничного бизнеса «РГС Банка» Марина Дембицкая.

Новости и материалы
Локомотив грузового поезда врезался в спецмашину в Хабаровском крае
В США раскрыли, что ярко свидетельствует о провале Украины на фронте
Российским заключенным разрешат носить пижамы, легинсы и шарфы
ВТБ назвал главные схемы мошенничества в «черную пятницу»
WSJ узнала, кому Трамп предложил возглавить министерство финансов США
Генсек НАТО хочет убедить Трампа не уступать России
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил у него ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
«Почта России» распродает склады и офисы, чтобы закрыть убытки
Илон Маск ответил на список невыполненных дел с обложки американского журнала
Российские хакеры опубликовали список ВИЧ-пациентов, которых могут призвать в ВСУ
Выросло число детей, госпитализированных после массового отравления в школе в Канске
Все новости