Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Запятнанная репутация: как чистка комментариев рушит продажи

Ученые выяснили, почему товары с плохими комментариями лучше продаются

Экономисты из НИУ ВШЭ и университета Копенгагена построили математическую модель, доказывающую, что товары с идеальной репутацией в цифровых маркетплейсах пользуются меньшим спросом, чем те, в адрес которых поступает критика от потребителей. «Газета.Ru» выяснила, так ли это на самом деле и как правильно работать с претензиями, поступающими от клиентов.

Удаление ритейлерами негативных комментарием в интернете может нанести серьезный удар по продажам. К такому выводу пришли доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Алексей Смирнов и профессор университета Копенгагена Егор Старков в совместном исследовании.

Ученые построили математическую модель на основе теории игр, объясняющую, почему такой метод борьбы с негативными отзывами неминуемо приводит к падению продаж в целом. Ее суть состоит в том, что

на рынке присутствуют два типа покупателей: «наивные» и «рациональные». И если «наивные» рассуждают с простой позиции — чем выше оценка, тем лучше товар, то «рациональных» покупателей это только настораживает.

Исследователи делают вывод, что хорошие комментарии хороши для всех, в то время как для рациональных потребителей незапятнанная репутация условного товара говорит о том, что тут явно постарались маркетологи и модераторы.

В беседе с «Газетой.Ru» владелец брендингового агентства «Кауфман» и создатель бренда «Путинка» Станислав Кауфман сказал, что согласен с выводами ученых, потому что любая похвала или критика — это все реклама.

«Реклама — это вообще все, кроме некролога. На самом деле, когда мы видим или слышим критические отзывы, то пытаемся представить себе человека, который эти отзывы пишет, — рассуждает собеседник издания. — И

очень часто мы ориентируемся на то, что нам нравится человек, либо же он, наоборот, не в теме и он — наша полная противоположность, А это еще больше укрепляет в нас уверенность в продукте или услуге, о которой идет речь. Это намного сильнее, чем похвала».

Мнение ученых разделяет и аспирант кафедры связей с общественностью и рекламы факультета журналистики МГУ и основатель Telegram-канала «Учитель рисования» Марат Мурадян. Правда, он оговорился, что давно не слышал, чтобы кто-то на рынке пользовался радикальными методами и старательно подчищал всю критику в адрес собственного товара.

«В плане продвижения в социальных сетях нормальные бренды уже давно прошли эту болезнь. В целом с выводами исследования можно согласиться, хотя я бы не сказал, что они очень уж релевантны к нынешней ситуации в этой сфере», — уточнил эксперт.

Мы так устроены

В рекламе и маркетинге существуют примеры, когда компании не то что стыдятся негативных отзывов в свой адрес, а даже наоборот — выставляют напоказ именно их. Так, исследователи из ВШЭ и университета Копенгагена привели в пример крупнейшего швейцарского ритейлера электроники digitec.

Уже на протяжении нескольких лет он выставляет билборды с плохими отзывами покупателей о некоторых товарах. И так как эту маркетинговую компанию до сих пор не свернули, значит, ход оказался вполне успешным.

Марат Мурадян в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что удаление негативных комментариев — это абсолютно бесперспективное занятие, в первую очередь с точки зрения имиджа бренда.

«К тому же сейчас в эпоху соцсетей практически ничего нельзя спрятать. Это получается такая борьба с ветряными мельницами — удали в одном месте, и оно тут же появится в другом. Так что бренды давно научились с этим работать и перестали заниматься этим идиотизмом», — указал эксперт.

Станислав Кауфман в свою очередь объяснил, что обычно критика приводит к тому, что столкнувшийся с ней потенциальный потребитель зачастую из-за нее только убеждается в своей правоте.

«Когда мы видим одни хвалебные отзывы — получается, буквально, слишком много сахара. Плюс к этому люди же не дураки, они имеют определенный опыт и понимают, что однозначного мнения быть не может, и мнения в любом случае где-то должны расходиться»,

— сказал эксперт.

Хотя при этом, в любом случае, можно стирать нецензурные и оскорбительные комментарии, но поступать так же с критикой нельзя ни в коем случае, считает эксперт.

Как надо

Марат Мурадян в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что выход бренда в соцсети должен быть частью стратегии максимальной открытости к потребителю. Правда, далеко не все компании идут по пути диалога с клиентами, некоторые идут в соцсети только для того, чтобы публиковать свои новости, и никакого другого взаимодействия со своей целевой аудиторией у них нет.

С другой стороны, добавил эксперт, на Западе давно взяли на вооружение так называемую «наблюдательную стратегию».

«Есть такая точка зрения, что среднестатистическая новость живет где-то два-три часа, если речь, конечно, не идет о каких-то крупных событиях или катастрофах, — сказал эксперт. — Причем

сама структура соцсетей делает новость популярной, пока ее комментируют. Бренды часто совершают ошибку, когда про них только пишут какой-то негатив, они начинают сразу реагировать на это».

Поэтому собеседник «Газеты.Ru» советует выждать два-три часа перед тем, как что-то предпринимать по поводу опубликованного в интернете негатива в адрес бренда или его товаров. По его словам, вполне возможно, что потом появится новость, которая перебьет вашу негативную повестку. Вдобавок,

первая реакция не всегда самая правильная и грамотная, так что за это время можно продумать аргументированный ответ и найти лучший способ, как взаимодействовать с этим негативом.

Кстати, иногда критика специально может внедряться самим брендом, чтобы укрепить уверенность пользователя в товаре, но обычно это делается точечно, пояснил «Газете.Ru» Станислав Кауфман.

«Суть такова, что для этого нужно выбрать какого-то конкретного персонажа, и чтобы этой критикой занимался именно он. Если в целом у этого персонажа далеко не самая лучшая репутация, то этот прием сработает»,

— подытожил эксперт.

Новости и материалы
Сильный пожар произошел в Ленинградской области, в огне сараи и легковой автомобиль
Ракету, предположительно, западного производства сбили над Мариуполем
В районе ЗАЭС была объявлена воздушная тревога
Стало известно имя нового короля фигурного катания
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Все новости