Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Игра на вылет: кризис подкосил крупнейшие мировые компании

Крупные компании последовали по пути сокращений и банкротств

Возникший на фоне коронавируса кризис ударил не только по малому и среднему бизнесу, но и глобальным компаниям. Банк Credit Suisse закроет в Швейцарии каждый шестой офис, поисковик турпродуктов и отелей Booking вынужден увольнять тысячи сотрудников. Один из крупнейших в мире сервисов аренды автомобилей Hertz объявил о банкротстве. В основе оптимизации не всегда только голый расчет — над рынком довлеют неопределенность и страх перед будущим, отмечают эксперты.

Представленный в 50 странах мира и имеющий в штате 48 тыс. человек швейцарский банковский гигант Credit Suisse Group AG объявил о закрытии ряда офисов.

«В Швейцарии мы, вероятно, сократим количество филиалов со 120 до 100. Это единственное число, которое я могу назвать на данный момент. В то же время мы инвестируем в цифровизацию, в устойчивое развитие, в новый формат филиалов, где мы будем работать над совместными инициативами с потенциальными партнерами в страховой, технологической и потребительской отраслях. Мы хотим стать более результативными, и инвестировать в новые способы взаимодействия с нашими клиентами», — пояснил «Газете.Ru» гендиректор Credit Suisse AG Томас Готштейн.

Банку не хватает денег — 400 млн швейцарских франков, чтобы свести концы с концами.

Такого тяжелого положения не было с 1856 года, со времени основания. При этом Credit Suisse, несмотря на почтенный стаж, считается одним из самых инновационных.

В 1962 году он первым из швейцарских банков открыл услугу drive-in bank — для клиентов, находящихся непосредственно в автомобиле. В 1993 году Credit Suisse начал предоставлять банковские услуги по телефону. В 1997-м открыл собственный сервис интернет-банкинга под названием direct net, и это тоже был первый интернет-банкинг в Швейцарии.

Несмотря на пандемию и связанное с ней сокращение деловой активности, Credit Suisse после нескольких лет отрицательных показателей наконец-то увеличил чистую прибыль. В первом полугодии 2020 года она выросла на 47% — до 2,5 млрд франков. Это самый высокий показатель за последние десять лет.

За время привыкания граждан ЕС и США к «новой нормальности», к добровольно-принудительному соблюдению социального дистанцирования, потребители банковских услуг «подсели» на мобильные приложения, которые довольно удобны и при этом позволяют избежать визитов в отделения финансовой организации, отмечает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарёв

«Потребность в банковских офисах в итоге резко сократилась. Банки ждут продолжения этого тренда — максимального ухода клиентов из офлайна в сеть, и по этой причине избавляются от офисов», — говорит Пушкарев.

Никуда не едем

Кризис не пощадил и другого гиганта — американскую компанию Booking Holdings, владеющую сервисом по интернет-бронированию отелей. Как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на заявление компании,

Booking сократит 25% персонала в связи со снижением доходов из-за распространения коронавируса. Речь идет о высвобождении порядка 4 тысяч сотрудников из 17,5 тысячи.

Кроме того, в холдинг входят сервисы онлайн-бронирования отелей Agoda.com, туристические поисковики Kayak и Momondo, в которых трудятся 8,5 тысячи человек. Их тоже ждет оптимизация.

Автобус вместо авто

В США о банкротстве объявил один из крупнейших сервисов аренды автомобилей — Hertz. История Hertz насчитает более 100 лет — компания была основана в Чикаго в 1918 году. Под ее брендом действуют 10 200 пунктов проката по всему миру. Компанию подкосил карантин и едва ли не полное прекращение путешествий этой зимой и весной.

Активы Hertz составляют более $25 млрд, а долги — $24,4 млрд. Как пишет Bloomberg, после начала карантина Hertz обратилась к кредиторам, но смогла договориться только о краткосрочной отсрочке по платежам. Считается, что бизнес компании обвалился из-за того, что ее стратегия предполагала владение большей части автопарка вместо лизинга у производителей.

Ранее, в случае падения спроса на аренду авто, Hertz могла продать невостребованные автомобили, однако во время пандемии даже подержанные авто не пользовались спросом на рынке.

Процедура банкротства пройдет в США и Канаде, но в Европе, Австралии и Новой Зеландии Hertz пока что продолжает работу.

«Что касается путешествий на автомобилях, перелетов, то опыт показывает: даже внутри Евросоюза, где почти все границы открыты, люди стали намного реже ездить в отпуск, особенно за пределы своих стран. Многим просто не на что. Даже когда запас денег вроде бы имеется, то миллионы людей все равно опасаются застрять где-нибудь на карантине у «соседей» за повторно перекрытыми границами», — считает Пушкарев из TeleTrade.

Модная одежда зашилась

Британский ритейлер модной одежды Debenhams ликвидирует бизнес в Ирландии, где будут закрыты 11 магазинов. В других странах некоторую часть торговых точек выставят на продажу. Всего в сети магазинов работают свыше 20 тысяч человек. Руководство торговой сети утверждает, что решение о прекращении бизнеса было связано с убытками, которые компания понесла в связи с коронавирусом.

Под ударом оказался даже всемирно известный лондонский универмаг Harrods. Руководство универмага заявило, что соблюдение социальной дистанции в целях обеспечения безопасности своих сотрудников и покупателей обрушило торговлю. Каждый седьмой сотрудник из 4 800 будет уволен. Оставшиеся работают по сокращенному график — с 11 до 19 часов.

Британские эксперты отмечают, что за шесть месяцев этого года в королевстве признаны банкротами 2 123 магазина, под угрозой увольнения оказались 49 тысяч человек. Эксперты обсуждают, получится ли выжить у других известных во многих странах, включая Россию, брендов: Marks & Spencer, Next, New Look.

Алмазы спасут якутский пролетариат

Пандемия на щадит даже стабильно работающий алмазодобывающий бизнес. Российская компания «Алроса» (входит в тройку крупнейших в мире компаний, добывающих алмазы, ее доля в мировом объеме добычи составляет 25%) второй квартал подряд снижает добычу. Причем темпы рекордные. В первом полугодии

компания сократила производство алмазов до 13,7 млн карат — на 22% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.

В связи с этим Минфин принял решение закупить добытое, но непроданное сырье в Госфонд, сообщил в понедельник ТАСС со ссылкой на ведомство. «В текущей ситуации, вызванной COVID-19 и фактическим локдауном алмазного рынка, закупка в Госфонд России окажет синергетический эффект и позитивно скажется на восстановлении рынка», — пояснили в министерстве.

Инициатор закупок алмазов в Госфонд — Якутия, которой принадлежит 25% «Алросы». Ранее глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что в связи со снижением продаж «Алросы» из-за пандемии бюджет республики может недополучить в этом году 10-20 млрд рублей.

Закупка алмазов в Госфонд — обычная практика правительства, отмечает член жюри Русской бриллиантовой линии Ирина Слесарева. «Это можно рассматривать как своего рода меру господдержки. Минфин уже пополнял запасы Гохрана в кризис 2008-2009 годов, когда продажи алмазов остановились. Это позволило российскому алмазодобытчику продержаться на плаву, сохранить цены на сырье, не допустить массовых увольнений», — поясняет Слесарева.

При этом Гохран регулярно пополняет запасы Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, приобретает слитки золота качественных характеристик. А потом, в посткризисные времена, когда ситуация на рынках стабилизируется, Гохран проводит аукционы по продаже закупленного ранее сырья. «Покупатели на таких аукционах — это компании, которые занимаются огранкой необработанных камней, созданием ювелирных украшений, дизайнеры, представители торговых сетей. Цены на аукционах обычно демократичные, и это тоже считается элементом господдержки», — заключает Слесарева.

Эксперты считают, что кризис во многом является катализатором принятия непопулярных решений, которые могли назреть раньше, но были отложены.

«Сокращать бизнес и увольнять людей на растущем рынке некомфортно для менеджмента и акционеров, а во время кризисной ситуации провести более детальные расчеты и принять неприятные решения вполне оправдано. Поскольку экономика растет и падает циклично, то и корпоративные решения принимаются по такой же динамике», — говорит финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский.

Оптимизируя бизнес и проводя сокращения, компании руководствуются не только математическими расчетами, приходом-расходом.

«Включается и психологический фактор. Хотя бы из элементарной осторожности компании избегают инвестировать. Причем не только в производство, в закупки, но сокращают и маркетинговые бюджеты. Многие обожглись на новых линейках продуктов, которые после карантина так и «не пошли», потому что готовились к продвижению в довирусный период. И руководство большинства компаний вполне обоснованно предпочитает резать «излишки», чтобы выжить», — заключает эксперт.

Новости и материалы
Шольца предупредили, что «Орешник» долетит до Берлина за 8 минут
В МИД Украины подтвердили заседание с НАТО после удара «Орешником»
Суд в Иркутске вынес приговор 4 мужчинам за насилие над арестованными
В Англии десятки домов были эвакуированы из-за радиоактивных отходов
Руслан Белый и Данила Поперечный ответили, вернутся ли в Россию
В небе над Курской областью сбили три ракеты ВСУ
Россиянам раскрыли новую мошенническую схему при продаже автомобиля
Французские фигуристы вырезали упоминание русских из песни про Распутина
Полицейские поймали детей, пытавшихся ограбить магазин в Петербурге
Комитет Госдумы одобрил штраф за повторное управление авто без ОСАГО
В Британии заявили об «очень опасном этапе» конфликта после выступления Путина
МИД Белоруссии предложил ЕС вместе бороться с нелегальной миграцией
В России запустили производство «сеткомета» для борьбы с дронами
«Тычут, как обезьяне в зоопарке»: Акинфеев об отказе общаться с прессой
В США одного из богатейших людей планеты обвиняют в мошенничестве
Минюст признал иноагентом экс-депутата Олега Шеина
Артур Смольянинов рассказал о падении доходов в эмиграции
В Воронеже налоговика обвинили в коррупции
Все новости