Средний размер ипотечного кредита в апреле упал до уровня начала прошлого года, хотя на протяжении последних двух лет непрерывно рос (за исключением июля и августа прошлого года), по данным «Эквифакс», которые приводит РБК. Общий объем одобренных заявок при этом упал на 44% в количественном и почти на 50% в денежном выражении.
Эту тенденцию заметили и другие участники рынка. В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) отмечают, что по их подсчетам средняя сумма упала на 8% – до 2,39 млн рублей, а в Объединенном кредитном бюро (ОКБ) приводят цифру 9,6% (2,26 млн рублей). Снижение этого показателя РБК подтвердили и в нескольких крупнейших банках страны.
Эксперты, опрошенные изданием, уверены:
ужесточение кредитной политики банков напрямую связано с пандемией коронавируса и карантинными мерами.
Так, младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Щурихина рассказала, что банки поменяли риск-подходы к ипотечным заемщикам, в том числе начав повышать требования к первоначальным взносам.
«Это могло отразиться на размере выдаваемых кредитов уже в апреле, поскольку с начала марта при первых сигналах кризиса заемщики оперативно выходили на сделки, стремясь получить кредит по еще сохраняющимся ставкам», – цитирует Щурихину РБК.
Отсутствие интереса банкиров к таким долгосрочным инструментам, как ипотека, можно объяснить еще и тем, что у них для этого становится все меньше средств. В начале мая глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала, что
кредитные организации столкнулись с ростом дисбаланса между краткосрочными депозитами и долгосрочными кредитами. А значит, они сильно рискуют, выдавая депозитные средства под подешевевшую в последнее время ипотеку.
Снижение среднего размера ипотечных кредитов могло случиться и в интересах заемщиков, рассказал РБК руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР Михаил Доронкин. По мнению эксперта,
люди в текущих условиях боятся брать большие суммы на длительные сроки, поэтому выбирают квартиры поменьше или подешевле.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков назвал еще один фактор: подешевевшая вслед за снижением ключевой ставки Банка России ипотека привлекла на рынок менее обеспеченных заемщиков, которые как раз и рассчитывали на покупку более доступного жилья. В то же время
самые обеспеченные клиенты, которые приобретают более дорогое жилье, повели себя так же, как и во время любого другого кризиса – снизили свою активность на рынке.
Затянули пояса
Схожая ситуация наблюдается и в секторе потребительского кредитования. В исследовании НБКИ, на которое ссылается агентство ПРАЙМ, указано, что в апреле банки выдали 580 тысяч ссуд – это почти в три раза меньше, чем год назад.
Аналогичное падение фиксировалось в кризисный январь 2015-го: тогда объем выданных кредитов упал на 61,3% в сравнении с декабрем. В апреле этого года – минус 60% относительно марта.
«Текущая ситуация в розничном кредитовании, безусловно, шоковая. При этом онлайн-кредитование продолжает работать с небольшим снижением, а многие лидеры рынка даже нарастили свои объемы по сравнению с мартом 2020 года, –
цитирует ПРАЙМ Алексея Волкова из НБКИ. – В свою очередь офлайн-кредитование в прошлом месяце, по сути, «встало». В целом, на наш взгляд, становится все более очевидным, что будущее в розничном кредитовании – за дистанционными каналами продаж».
Самая худшая динамика по потребительским кредитам – в Краснодарском крае (падение на 73,9%), Ростовской области (-66%), Ставропольском (-65,8%) и Пермском (-65,5%) краях, а так же в Республике Татарстан (-63,2%).